Хватит говорить работникам, что нужно делать | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хватит говорить работникам, что
нужно делать

Рефлекторная реакция многих менеджеров на проблемы с выполнением работ заключается в том, чтобы начать «закручивать гайки» и контролировать, как и когда реализуется та или иная задача.

Автор: Джордан Коэн

читайте также

3 человека + 1 компьютер = самый точный прогноз

Зайферт Матиас,  Хадида Аллегре

Как правильно уходить, если вы лидер

Бренда Стейнберг,  Майкл Уоткинс,  Питер Фенна

Как увольнять людей, которых вы наняли по ошибке

Лиз Кислик

Мужество лидера

Сергей Филонович

Я никогда не забуду, как у меня появился первый в моей жизни костюм. Мне было двенадцать лет, и отец повел меня в огромный магазин на 18-й улице, в Нью Йорке. Я ужасно волновался: для меня это был переход во взрослую жизнь. Настоящий рубеж. У меня будет костюм, как у всех взрослых мужчин, которых я знаю!

Прийдя в магазин, мы сразу направились вниз по лестнице, в отдел одежды для мальчиков, и я примерил несколько костюмов кремового цвета (пик моды в середине 1970-х годов). Когда мы, наконец, нашли подходящий, портной велел мне встать на ящик перед зеркалом. Он начал орудовать мелом и булавками, готовя костюм к перешивке. Закончив, он отступил на шаг назад, и вместе с моим отцом они стали критично осматривать, как сидел на мне костюм после внесенных корректив. В зеркале я увидел, как отец отрицательно покачал головой, показывая пальцем на спину и рукава пиджака. Портной вернулся к работе, заново намечая необходимые изменения булавками и мелом. И снова мой отец кивком головы дал ему понять, что результат его не устраивает. Тогда мастер подложил под пиджак подплечники. Но и это не нашло одобрения в отцовских глазах. Примерно после получаса всевозможных операций отец, наконец, кивнул одобрительно, и мой кремовый костюм-тройка с расклешенными брюками отправился в портновское ателье на доработку.

Вся эта процедура показалась мне безумно долгой и немыслимо скучной – в ней не было ничего прекрасного и волнительного, что я представлял себе, ожидая этого дня. В машине по дороге домой я спросил отца, почему он просто сразу не сказал портному, что нужно было сделать (мой папа сам был производителем одежды). Он объяснил: «Если бы я сказал мастеру, что нужно делать, он бы сделал в точности так, как я просил, но если бы потом пиджак не подошел тебе идеально – он мог бы ответить мне: «Я сделал так, как вы сказали». С другой стороны, если я говорю ему, к чему мы хотим прийти, и что получить в итоге (чтобы пиджак был в обтяжку и не висел в плечах, спине, или рукавах), он становится ответственным за результат, как я его описал».

Я запомнил этот урок – о том, что надо доверять мастерству и опыту профессионала. Знаю по своей работе, что когда описываешь желаемый результат и даешь квалифицированному профессионалу самому определить, каким путем лучше всего прийти к этому результату, - то получаешь более высокое качество работы и более преданного и гордого своим трудом работника. Это также очень эффективный способ добиться от работников знаний всего, на что они способны. Описывайте, чего вы хотите добиться, четко формулируйте требования, и сохраняйте автономию ваших работников. Если кому-то из них понадобится помощь, они сами к вам обратятся.

Оказывается, есть научное объяснение, почему люди работают менее эффективно под диктовку. Эми Арнстен, профессор неврологии Йельского университета, изучает важность ощущения контроля. Ее исследования могут быть применены и к обеспечению автономии работников в условиях управления командой. В интервью, взятом у Эми в ее йельской лаборатории, объясняется, что когда люди теряют чувство контроля над ситуацией, как происходит, например, если они вынуждены работать под диктовку, - центр мозга, отвечающий за эмоциональные реакции, может приводить к снижению когнитивной функции. Ситуация – реальная или воображаемая, - в которой вы ничего не решаете, обычно ведет к падению продуктивности. Если же менеджер описывает долговременный результат, к которому он хочет прийти, вместо того, чтобы прописывать конкретные действия, работники могут сами решать, что делать для достижения этого результата, и это поможет им сохранить ощущение контроля, поддержит их когнитивную функцию, и, в конечном итоге, повысит эффективность их труда.

Знания о нейронных процессах, связанных с руководством, оказались мне жизненно необходимы в работе с операциями одного агрессивного стартапа. Как это часто случается, основатель этого стартапа был крайне требователен и харизматичен, у него были большие планы и заманчивые предложения, которые уже на ранних стадиях обеспечили ему быстый успех и расширение операций. Готовясь к дальнейшему росту бизнеса, основатель фирмы сказал своей команде, что им нужно расширить и разнообразить клиентскую базу. Команда, в свою очередь, начала принимать все виды заказов как от новых, так и от уже существующих клиентов, что в конце концов привело к перегрузкам операций из-за объема и типа заказов, которые они не в состоянии были выполнить. Некоторые члены команды были разочарованы и растеряны, оказавшись не в состоянии обслужить клиента, которому они лично говорили «да». И когда это начало происходить, другие участники не могли понять – как же так? – ведь они старались делать в точности то, что им было сказано.

Этот лидер не сумел осознать, что работал он с квалифицированными и опытными профессионалами. Такой команде не нужно было говорить, что надо делать, им нужно было всего лишь показать, в каком направлении должна двигаться организация. Чтобы разрешить эту проблему, команда совместными усилиями разработала концепцию своей миссии и видение дальнейшего развития, где было прописано, какого рода заказы были приемлемы, а какие нет. Показав команде цель организации, мы добились того, что работникам удалось эффективно осуществить расширение операций, что привело к увеличению объема заказов, повышению степени удовлетворенности клиентов, и улучшению финансовых показателей.

Рефлекторная реакция многих менеджеров на проблемы с выполнением работ заключается в том, чтобы начать «закручивать гайки» и контролировать, как и когда реализуется та или иная задача. Но практический опыт, а вслед за ним уже и научные свидетельства, говорят нам, что чаще всего наилучим подходом будет обеспечение автономии работников и более внятное объяснение того, в каком направлении должна двигаться организация.