Учимся распознавать невербальные сигналы | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Учимся распознавать
невербальные сигналы

Исследования невербальных сигналов показали, что человек может сознательно контролировать позу, выражение лица и интонацию, чтобы лучше выразить свою мысль и повлиять на слушателей.

Авторы: Джеймс Детерт , Итан Буррис

Учимся распознавать невербальные сигналы

читайте также

Всё, что нужно знать о медитации и осознанности

Как сделать блестящую презентацию

Лидерский максимум

Ярослав Глазунов

Индекс успеха. Беседа со спортивным врачом Валерием Чеглаковым

Фалалеев Дмитрий

Исследования невербальных сигналов показали, что человек может сознательно контролировать позу, выражение лица и интонацию, чтобы лучше выразить свою мысль и повлиять на слушателей. Причем такого рода влияние не зависит от должности и статуса. Достаточно вести себя так, словно вы занимаете положение рангом или двумя выше нынешнего, и люди начнут обращаться с вами уважительнее. Они сами не заметят такую свою реакцию, однако подобный эффект отмечается в любой иерархии, как формальной, так и неофициальной.

Более того: бессознательный «властный посыл» дает такой же результат. Изучая в течение 15 лет причины, побуждающие людей резко отвечать старшим или же молчать, мы всякий раз убеждались, что бизнес-лидеры, сами того не замечая, посылают сигнал: «Я тут главный!», что и мешает подчиненным выдвигать новые идеи. Хотя многие руководители готовы к откровенному разговору со своими людьми, а некоторые даже тратят немало сил, стараясь продемонстрировать, до какой степени они готовы принять высказанную критику, сама их поза противоречит добрым словам и намерениям. Однако положение небезнадежно. Нужно разобраться в этих сигналах, кое-что исправить, и тогда подчиненные смогут бесстрашно к вам обращаться.

Проиллюстрируем эту динамику в ситуации общения с врачом, когда человек чувствует себя зависимым и уязвимым. Мы сделали три фотографии, на которых роли «доктора» и «пациента» исполняют наши помощники, «доктор» одет в белый халат, на шее у него стетоскоп. На первом снимке оба сидят на одном уровне, это привычный нам диалог врача с пациентом. На втором стул доктора приподнят примерно на 30 сантиметров — и он смотрит на пациента сверху вниз. На третьем уже пациент сидит на столе для осмотров и в свою очередь смотрит на врача сверху вниз.

Все остальные детали на этих снимках совпадают. Мы предлагали участникам эксперимента один из снимков в случайной выборке и просили их представить себя на месте пациента при таком сценарии: «После краткого осмотра врач заявляет, что вы напрасно тревожитесь по поводу проблем с желудком, и на этом собирается закончить прием. Но вы уверены, что диагноз поставлен неправильно».

Читайте материал по теме: 6 упражнений йоги, которые можно проделать прямо за рабочим столом

Участники нашего эксперимента должны были прислушаться к себе и сказать, смогут ли они поспорить с доктором. В тех случаях, когда пациент располагался на одном уровне с врачом (рис. 1) или выше (рис. 3), респонденты могли справиться со своей робостью, но когда тот оказывался выше, уровень страха и неуверенности заметно возрастал (на одно деление по шкале до семи баллов).

Разумеется, наши невербальные сигналы не ограничиваются положением выше или ниже. Если вы — начальник, опустите руки, а не скрещивайте их на груди, приглушите свой голос, одевайтесь не столь официально, попытайтесь улыбаться — и люди будут охотнее делиться с вами своими мыслями. Ваше привычное поведение — например, если вы будете садиться за общий стол во время обеденного перерыва и не станете первым высказывать свое мнение на собрании — тоже влияет на общий климат в компании.

Читайте материал по теме: Второй шанс произвести хорошее впечатление

Важен также интерьер. Одна руководительница государственной социальной службы, с которой мы проводили интервью, первоначально получила кабинет с темными стенами и массивной деревянной мебелью. Оказалось, что в такой обстановке сотрудники чувствуют робость и даже страх. Она поспешила перекрасить стены и купила маленький круглый стол. Вскоре сотрудники потянулись к ней в кабинет на короткие беседы, приносили новые идеи.

Иногда лучший способ укрепить доверие и помочь сотрудникам почувствовать себя естественно — вовсе выйти из кабинета. С этого может начаться откровенный разговор. Президент одного кредитного банка ежемесячно устраивает в местных ресторанах «Ланч с президентом». Выходя за пределы своего кабинета и штаб-квартиры, он получает возможность ближе познакомиться с теми или иными членами коллектива и понять, как им работается. Есть и страховая компания из списка Fortune 500, где руководители в пятницу заглядывают в колл-центр, проводят неформальные «беседы с печеньем», втягивая в них сотрудников на два, три или даже на пять ступеней ниже своего ранга. Во второй половине дня в пятницу вал звонков стихает — и в это время они могут обсудить свои удачи, проблемы и идеи, накопившиеся за неделю. Поскольку разговор переносится на их территорию, он дается им намного легче.

Все эти примеры доказывают, что даже незначительная коррекция поведения может изменить отношения с подчиненными, а потому нужно следить за своими невербальными сигналами и использовать их для стимулирования открытого диалога. Тогда вы и начнете получать от ваших сотрудников хорошие предложения, и добьетесь большей вовлеченности и лояльности всего коллектива.