Что нужно знать об истории России ХХ века | Большие Идеи

・ Экономика

Что нужно знать об истории России
ХХ века

В 1910 году, Россия, так долго запрягавшая, начала свой решительный заезд.

Автор: Мариэтта Чудакова

Что нужно знать об истории России ХХ века

читайте также

Cенсорный маркетинг

Какими должны быть эмоциональные границы на работе

Грег МакКеон

Где найти настоящих предпринимателей

Уильям Барнетт

Обидная связь: как реагировать на комментарии, с которыми вы не согласны

Дебби Гольдштейн,  Шейла Хин

В 1910 году, Россия, так долго запрягавшая, начала свой решительный заезд.

Через полвека после Великой реформы Александра II стали сказываться ее очевидные плоды — во всех областях жизни.

Страна, в середине ХIХ века — еще крепостная и безнадежно, казалось, отстававшая от развитых стран мира, теперь, оправившись от общего кризиса начала ХХ века, стремительно набирала темп движения вперед.

Видны были успехи в промышленном развитии. Росли площади посевов, урожайность, сбор зерна на душу населения (на 20%).

В 1914 году страна займет 1-е место в мире по производству зерна и будет вывозить на продажу такую его массу, которая составит четверть всего мирового экспорта! А чтобы Россия ввозила зерно — такое любому ее жителю могло привидеться в те годы разве что в горячечном бреду. (Известны сардонические слова Черчилля при этом известии в 1963 году: «Раньше я знал, что умру от старости, а теперь я думаю, что умру от смеха: Россия, которая кормила полмира, ввозит зерно!..».)

Но в 1914 году до этого еще далеко.

«...Города растут у нас с поистине американской быстротой, — писали в 1914 году в Записке, представленной правительству, члены Совета съездов представителей промышленности и торговли. — ...Этот процесс, в силу происходящих сейчас коренных изменений в жизни сельскохозяйственного населения России, пойдет несомненно с возрастающей быстротой и лет через 20—30 мы увидим, быть может, картину самых крупных в этой области перемен».

Экономисты предсказывали, что «рост городской жизни вызовет переворот в нашей промышленности», — ожидалось рождение целых новых отраслей промышленности.

Пропускная способность железных дорог России в эти годы — выше, чем в США (впоследствии в это трудно уже будет поверить).

Едва не догнав Францию, Россия вышла по доле в мировом промышленном производстве на пятое место в мире. И смотрела в те годы в будущее с совершенно обоснованной надеждой.

…И когда заговорят через несколько десятков лет (и бездумно начнут повторять сегодня, в ХХI веке) об «успехах сталинской индустриализации» и будут оправдывать этими успехами немыслимое количество человеческих жертв (если не сказать — жертвоприношений на алтарь индустриализации), — надо бы кое-что вспомнить. А именно — ситуация 1910-х годов стопроцентно удостоверяет: при нормальном ходе исторической жизни России те же самые и гораздо большие успехи несомненно были бы достигнуты бескровным путем.

К 1910-м годам революционный террор последних десятилетий был наконец сломлен. Но не виселицами (террористы, — как и сегодняшние продолжатели их дела, — были готовы к смерти), а потерей у них доверия друг к другу после разоблачения одного из самых видных революционеров, возглавлявшего (вместе с Борисом Савинковым) Боевую организацию эсеров, — Азефа.

Он оказался провокатором и сексотом — секретным сотрудником охранки, работавшим одновременно и на нее, и на Боевую организацию. Шок от этого разоблачения потряс революционеров и вызвал волну самоубийств.

Затихало революционное движение в целом. Не было больше тайных типографий, нелегальных газет. Наступило, казалось, то самое успокоение, о котором мечтал Столыпин (застрелен в 1911 году в Киеве после ОДИННАДЦАТИ покушений: слишком многим мешал!) как об условии культурного и хозяйственного подъема.

Можно говорить о том, что Россия становилась — и даже, пожалуй, стала — правовым государством. То есть государство подчинилось «закону, который превыше государства. Закон четко определяет пределы государственного вмешательства в различные сферы жизни, одновременно фиксируя и защищая компетенцию власти. Главным действующим лицом выступает ГРАЖДАНИН — свободный и равноправный с другими человек, чьи права гарантируются и защищаются законом наряду с обязанностями. Человек свободен в силу того, что подчиняется не другому человеку, но закону, общему для всех. Государство вынуждено допустить существование ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА, отдельной от государства сферы реализации интересов граждан и организаций*».

Эти годы стали временем взлета русской философии. Она резко отходила теперь от материализма (с его утверждением первичности материи по отношению к «духу», сознанию ), от марксизма.

Вообще умственная жизнь российской элиты заметно уходила от политики, от социальных проблем. Эти люди вряд ли предполагали, в какой страшной форме политика настигнет их — в недалеком будущем.

…Можно сказать, что это был наконец мирный год.

Огромная страна с населением в 163 с лишком миллионов, расселенных по губерниям и областям Европейской части, Сибири, Кавказа, Польши (так называемые Привислянские губернии), Финляндии и Средней Азии залечивала раны, нанесенные поражением в Русско-японской войне, а затем — Первой русской революцией 1905—1906 гг., расстрелами и виселицами по приговорам военно-полевых судов.

Подъем откликался в культуре. В 1910 году в России только в наиболее крупных издательствах вышло на русском языке 22 с лишним тысячи книг, общим тиражом 91 с половиной миллионов экземпляров. Выходило около двух тысяч газет и журналов.

И Европа с любопытством повернула голову в сторону России.

Сезоном 1909/1910 гг. начались дягилевские «Русские сезоны» в Париже, сразу ставшие знаменитыми. Началась напористая экспансия русского балета в Европу — с лучшими танцорами и танцовщицами, с музыкой Римского-Корсакова и Стравинского, в оформлении прославленных художников «Мира искусств» — Александра Бенуа, Бакста, Головина…

Портрет во весь рост танцующей Анны Павловой работы В. Серова украсил Париж в начале первого русского сезона 1909/1910 года. Говорили даже, что он вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова.

Лучшие сборы делал балет «Клеопатра» — сюжет из истории Эллинистического Египта. Завораживала афиша сезона 1910 года также работы В. Серова — с изображением черноволосой, со жгучими глазами, обнаженной Иды Рубинштейн в роли Клеопатры.

Владела сердцами 24-летняя Надежда Плевицкая — исполнительница русских романсов и мрачно-веселой песни «Ехал на ярмарку ухарь-купец», который «думал деревню гульбой удивить». (Кто мог тогда предвидеть печальный конец певицы во французской тюрьме — разоблаченной и осужденной после выполнения преступного задания советских «органов»?..)

Живопись Кандинского, Малевича, Шагала давала импульсы художникам разных стран.

19 мая 1910 года прошла по небу комета Галлея — та самая, которой суждено приближаться к земле раз в 76 лет — и что-то провозвещать.

Гадали — что и кому она провозвещает на этот раз?

* Долуцкий И. И.. Отечественная история. ХХ век. 10—11 классы. Учебник… Ч. I. С. 35—36.