Акцент на положительном | Большие Идеи

・ Этика и репутация
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Акцент
на положительном

Автор: Фрайер Бронуин

Акцент на положительном

читайте также

Новая жизнь старой компании

Зук Крис

Совершенствуем свой мозг

Джурветсон Стив

Когда можно сэкономить на опыте?

Андрей Третьяков

Плохой босс не дает вам проявить свой талант?

Альфредо Беренс

Специалисты по организационной психологии и менеджменту, изучающие поведение сотрудников на рабочем месте, фокусируются на негативных факторах, способных подорвать бизнес: на злоупотреблениях, недоверии, интригах, потере интереса к работе и т. п. Интерес к негативному обусловлен двумя причинами. Во-первых, организационная наука основывалась на достижениях психологии, которая традиционно интересовалась психическими нарушениями и социальными аномалиями. Во-вторых, еще со времен Данте ученые сознавали, что муки ада - гораздо более интересный материал для исследования, чем блаженства рая.

В результате многие удивляются, обнаружив, что компании, стремящиеся выделить и усилить положительные составляющие (лояльность, гибкость, надежность, скромность и сочувствие), добиваются лучших показателей, чем компании, делающие акцент на борьбе с недостатками. Между тем появилось новое направление, занимающееся исследованием позитивных организационных схем (POS). Пионерами этого направления стали, например, психологи из Мичиганского и Пенсильванского университетов в США и Университета Британской Колумбии в Канаде.

На первый взгляд идеи POS не новы. С 1952 года, когда Норман Винсент Пил опубликовал свой классический труд “Сила позитивного мышления” (The Power of Positive Thinking), относящийся к жанру “помоги себе сам”, рассуждения о преимуществах оптимистического мировоззрения успели всем набить оскомину. Схожие мысли высказывали Том Питерс и Джим Коллинз, писавшие о лидерских качествах, обеспечивающих компаниям успех. Тем не менее концепция POS существенно отличается от предшествующих исследований в этой области. POS не ограничивается рассмотрением положительных свойств индивидуума, а дополняет его строгим анализом широких социальных структур, ценностей и процессов, помогающих организации стать успешной.

Сторонники POS любят приводить в качестве примера Southwest Airlines. Эта компания является объектом зависти для конкурентов, но не потому, что у нее самая эффективная структура затрат, и не потому, что ее основатель Херб Келлехер, ныне ушедший в отставку, был чудесным парнем. Southwest, утверждают исследователи, стала успешной благодаря тому, что заботится о своих сотрудниках. Ким Камерон, профессор бизнес-школы при Мичиганском университете, проанализировав практику ряда “образцовых” компаний, выделил Southwest Airlines как единственную из крупных авиакомпаний, которая после событий 11 сентября сумела сохранить весь свой штат сотрудников и избежать масштабных финансовых потерь. Несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, пассажиропоток компании остается большим, да и курс ее акций сравнительно высок.

Почему новое направление в организационной науке возникло именно сейчас? Зерно POS было посеяно 11 сентября, когда в центре внимания СМИ оказались такие качества, как способность к сопереживанию, мужество и надежность. Затем, в 2002 году, скандалы вокруг Enron, WorldCom и других корпораций вызвали новую волну разговоров об этике в управлении. Исследователи задались вопросами: как поощрять и укреплять в компаниях честность и взаимное доверие? Как усилить мощь коллектива? Как привить культуру, основанную на эмоциональном интеллекте? И как достижение этих целей со временем скажется на бизнесе компании?

Концепция POS помогает исследователям взглянуть на работу организации под другим углом и в результате обнаружить, что главное достояние компании – счастливые сотрудники. Выясняется, что благоприятная, положительная атмосфера на предприятии заслуживает того, чтобы ее активно поддерживали, и не только ради нее самой. Эта атмосфера может стать основой для успеха всей организации.