Марат Гельман: об искусстве, политике и эстетике | Большие Идеи

・ Этика и репутация

Марат Гельман: об искусстве, политике
и эстетике

Галерист, директор музея современного искусства PERMM, поддерживает лучших представителей отечественного художественного пространства и вписывает их имена в мировую историю искусств.

Автор: Анна Натитник

Марат Гельман: об искусстве, политике и эстетике

читайте также

Испытываете стресс? Дышите!

Кристина Брэдли,  Майкл Голдштейн,  Эмма Сеппала

«Неженское дело»: почему женщины избегают конкуренции

Селин Кесебир

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Пять секретов удачного выступления

Триша Брук

Марат Гельман галерист, директор музея современного искусства PERMM, поддерживает лучших представителей отечественного художественного пространства и вписывает их имена в мировую историю искусств.

Какова задача современного искусства?

Говорить об общей задаче современного искусства можно только вне рамок самого искусства. Эта задача — включить Россию в мировую художественную среду, противостоять возврату к прошлому. Наша политическая среда стремится к прошлому, политики говорят вроде бы о будущем, а на самом деле — о прошлом, она не хочет быть частью мира. Художники же говорят только о будущем, пусть и о разном. А внутри художественной среды у каждого свои задачи. Санкт-Петербургские художники из группы «Паразит», например, противостоят тому, чтобы их город превращался в музей, открыточный, ненастоящий, город для туристов.

Сегодня многие художники борются с властью. Как вы относитесь к сращению искусства и политических акций?

Для российской художественной сцены это очень хорошо. Когда произошли события на Болотной, вдруг оказалось, что художники отстали от общества. Они так успешно встраивались в коммерческие и властные институты, что в какой-то момент перестали быть авангардом общества. А если искусство не идет впереди общества, зачем оно нужно? Общество содержит людей искусства, поэтому у них должна быть какая-то миссия. Художественная среда оказалась перед дилеммой: либо признавать поражение, либо становиться частью общественных процессов. Я убежден, что в деятельности художника должен быть социальный аспект.

Можно ли сказать, что в современном искусстве идея важнее эстетики?

Современный художник создает образ. Визуальный образ. Но если начинать копаться, то в разное время «важным» было разное. Когда-то важным было создать «идеальное», потом «подобное», наконец «красивое». В эпоху модернизма — «новое».

Сегодня эстетика: композиция, соотношение цветов, гармония — перестала быть предметом искусства и является скорее научными, чем творческими задачами, связанными с оптикой нашего зрения. Зеленое и голубое приятней глазу, чем желтое. В современную эпоху художник отвечает на вопрос «зачем?», а не «как?».

Как знакомство с современным искусством влияет на человека?

Когда мы делали первую выставку в Перми, зрители говорили: «Это здорово, но это не искусство, потому что мы тоже так можем». Через некоторое время эти же люди, продолжая говорить «я тоже так могу», стали говорить: «Я тоже художник» и предлагать свои проекты. Встречаясь с современным искусством, человек вопрошает себя и вытаскивает из себя художника. У нас это до сих пор предъявляют как претензию искусству. А на самом деле это одно из его преимуществ: оно не трепет в зрителе рождает, а желание творить. Это очень важно. Дистанция между зрителем и художником резко сократилась. Искусство стало более демократичным.

Насколько важна просветительская работа в плане современного искусства?

Важна — особенно в России. Мы пропустили модернистский период истории искусства. Так получилось, что он практически полностью совпал с советским периодом. Из наших мозгов изъяли целый фрагмент. Сегодня люди не понимают, что язык искусства изменился, и не видят разницы между реальностью и искусством, поступком и художественным жестом. Они подходят к ним с одинаковыми критериями и преследуют художника, изобразившего какое-нибудь явление. Это настоящее мракобесие. Просвещение — единственный способ интегрировать художественную среду в социум. Я говорю именно о просвещении, а не об образовании, так как образование — это длительный процесс, а времени у нас нет.

То есть отношение к искусству отражает состояние нашего общества?

Конечно. Сравните акцию Pussy Riot с акциями Александра Бренера в 1990-х. Бренер на Лобном месте вызывал Ельцина на бой. Его забрали в кутузку и на утро выпустили. Когда шла вторая Чеченская война, он ворвался в Елоховский собор, срывал с себя одежды, переворачивал стулья, кричал «Чечня, Чечня». Ущерб от него был гораздо больше, чем от Pussy Riot. Его снова забрали — оштрафовали на 500 рублей. Сегодня об этом почти никто не помнит, а о Pussy Riot знает весь мир, при том что художественные жесты были практически идентичны. Так что художники проверяют состояния обществе — при Бренере оно оказалось здоровым и правильно отреагировало на его акции, а сейчас общество и власть в первую очередь не здоровы.

Не жалеете ли вы, что в свое время участвовали в предвыборной кампании Путина?

Думаю, что все, кто привел Путина к власти, об этом немного жалеют. Но нашей вины в этом не много. Но еще больше я жалею о другом. Я участвовал в предвыборной кампании 1996 года — тогда, испугавшись, что к власти может прийти коммунист, мы нарушили демократическую процедуру выборов. Мы разрушили этот механизм ради высокой цели — но теперь этим пользуются все. Это была большая ошибка. Если бы мы этого не сделали, демократические институты были бы сохранены, а коммунисты все равно через четыре года проиграли бы.