Больные, несчастные и глупые: как спасти людей от избыточного медиапотребления

Больные, несчастные и глупые: как спасти людей от избыточного медиапотребления
|22 февраля 2019| Кэрри Бэррон Никко Меле Майкл Филлипс Московиц

55 лет назад Америка достигла опасной отметки — пика потребления табачной продукции. В тот год мужчины и женщины выкурили больше, чем когда-либо — 523 миллиарда сигарет. Лишь спустя четыре десятилетия, когда курение унесло жизни уже миллионов человек, американская культура с неохотой перестала воспринимать сигареты как символ социального статуса.

Сегодня мы стоим перед лицом другой опасности, которая может нанести катастрофический ущерб здоровью людей. Возможно, когда-нибудь историки и врачи назовут это «пиком потребления контента». Взрослый американец по 11 часов в день — а иногда и больше — слушает, просматривает, читает или иным образом взаимодействует с медиаконтентом. Это больше, чем мы тратим на прием пищи и сон. Мы поглощаем огромные объемы информации (от видео на YouTube до вирусных твитов), и у этой всеядности есть последствия.

Эта масса эмоционально воздействующего на человека материала влечет за собой новые риски для здоровья. У одного из пяти американцев диагностируют депрессию. Десятки миллионов человек страдают тревожными расстройствами легкой или средней степени тяжести и другими нарушениями. Но современные исследования еще не доказали наличие четкой причинно-следственной связи между нашими цифровыми привычками и состоянием здоровья. При этом сами душевные расстройства, хотя их крайняя стадия — самоубийства — выросла за последние годы, нельзя назвать новым феноменом. Чтобы понять сложную взаимосвязь между информационной диетой и расстройствами, вызванными депрессией, нужно проделать больше работы. Технологии, заставляющие нас потреблять информацию, развиваются быстрее, чем ученые успевают их изучить, и поэтому реальные (или доказуемые) последствия с трудом поддаются пониманию и исследованию.

При этом не все цифровые продукты одинаковы. Например, приложения Instagram и Calm совсем не похожи друг на друга. Они практически противоположны, и их нельзя без разбора отнести к «плохим» только потому, что оба относятся цифровые продукты. Исследования показывают, что потенциально некоторые цифровые средства и ресурсы не только не будут причинять вред пользователю, но способны даже улучшать состояние психического здоровья.

Самое время начать использовать трехкомпонентный подход ко всем типам взаимодействия с цифровым миром. Он включает в себя ликбез, цифровую гигиену и маркировку цифровых продуктов. У нас есть уникальная возможность преобразить нашу все еще примитивную и зачастую неуправляемую цифровую культуру в безопасную, здоровую и плодотворную.

Во-первых, нужно прилагать больше сил на государственном уровне к повышению цифровой грамотности: культивировать и прививать базовое понимание разных типов контента, рассказывать об их влиянии на мозг, уделяя особое внимание пользе для эмоционального здоровья. Люди имеют право получить такое же ясное и четкое представление о системе «цифрового питания», как и о всем известной пищевой пирамиде. Они должны знать не только о том, что такое контент, но и о том, как он действует. На этой основе должен строиться непрерывный диалог, который бы велся на государственном уровне и продолжался бы в каждом доме, в школах, офисах и религиозных учреждениях. На обсуждение должны быть вынесены не только известные (и реальные) риски от беспорядочного использования смартфона или других гаджетов. Нам уже известно достаточно поводов для беспокойства, и теперь настало время обратиться к потенциальной пользе цифрового контента для людей всех возрастов.

Во-вторых, важно сформулировать и распространить простые принципы цифровой гигиены: когда цифровой контент можно потреблять, а когда лучше отказаться него, чтобы не нарушать сон, личные отношения, справиться с одиночеством или другими жизненными трудностями, а также улучшить важнейшие биологические процессы, например, дыхание.

Цифровые грамотность и гигиена не просто принесут пользу, они — единственный целесообразный способ борьбы с проблемой цифрового потребления в отличие от чрезмерного упрощения текущей ситуации и призывов исключить использование всех гаджетов сразу. Полный отказ может казаться привлекательным вариантом, но по опыту мы знаем, что без использования других способов этот подход не работает. Он не может сработать. Цифровой контент слишком влечет. Сила сформировавшихся привычек слишком велика. Простое «нет» — это вряд ли хороший вариант и точно не решение.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/794860

2019-02-22T11:02:04.837+03:00

Fri, 22 Feb 2019 08:20:46 GMT

Больные, несчастные и глупые: как спасти людей от избыточного медиапотребления

Жизнь в цифровом мире не должна делать нас больными, несчастными и глупыми

Инновации / Тренды

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/1h/n6a88/original-u18.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Читать полностью

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия