Как совместные предприятия выручают в кризис

Как совместные предприятия выручают в кризис
|11 ноября 2020| Джеймс Бэмфорд Джерард Бейнхэм Дэвид Эрнст

Чтобы пережить спад и вернуться к росту, компаниям понадобятся все имеющиеся инструменты. Им предстоит перепрошить операции, заново распределить ресурсы и, возможно, даже изменить бизнес-модель. Эти усилия многим фирмам предстоит совершить не в одиночку, а все больше полагаясь на свои СП и партнерства в качестве средства: во-первых, разделить издержки и снизить потребности в капитале во времена кризиса; а во-вторых, лучше подготовиться к будущему росту. В отраслях, находящихся сейчас под сильнейшим давлением — автомобилестроение, торговля и нефтегазопереработка, совместные предприятия очень распространены. У GM и Volkswagen, в частности, их по несколько десятков. Крупнейшие международные нефте-и газодобывающие компании почти 80% своей продукции добывают через СП. В других секторах энергетики совместные предприятия помогают переходить от ископаемых источников к возобновляемым. Более половины крупнейших активов в сфере ветровых установок на шельфе и солнечных электростанций — совместные предприятия. Общие инвестиции позволяют таким фирмам, как Royal Dutch Shell, BP, Total и Equinor, разделять риски, наращивать навыки и достигать смелых целей по снижению выбросов парниковых газов.

В сфере здравоохранения и наук о жизни СП и парт­нерства обеспечивают появление инноваций: более двух третей новых предложений по страхованию здоровья в США — кобрендовые или от СП. Биомедицинские компании благодаря совместным проектам ускоряют выведение продуктов на рынок и делают широкодоступными средства, спасающие жизнь. Например, в марте 2020 года Pfizer и BioNTech объявили об объединении усилий для создания вакцины против COVID-19. Ради той же цели заключили партнерства Sanofi и GSK, а также Hoth Therapeutics, Voltron Therapeutics и Массачусетская больница общего профиля.

В наши дни СП также отвечают за существенную долю прибыли компаний. В 2019 году неконтролируемые ими СП дали более 20% выручки таким компаниям, как Airbus, Celanese, Engie, Vodafone и Volkswagen, и более 10% выручки Coca-Cola, GM и многим другим.

ИДЕЯ КОРОТКО

Контекст
Совместные предприятия и партнерства сыграют особую роль в реакции корпораций на рецессию и в их планах роста на время будущего восстановления экономики.
Причины
Совместные предприятия и партнерства особенно распространены в отраслях, которые подверглись наибольшему давлению (энергетика, здравоохранение и проч.), и в инновационных отраслях (медицина, биология, ИТ). Совместные предприятия и миноритарные инвестиции сегодня эффективнее находящихся в полной собственности и новоприобретенных компаний.
Преимущества
Корпорации могут использовать существующие предприятия и создавать новые для привлечения средств, снижения капиталоемкости, снижения операционных расходов — и, что еще важнее, экономичного использования новых возможностей.

Можно ожидать, что и в будущем влияние совместных предприятий и партнерств останется существенным, а в ряде сегментов и регионов даже вырастет. Мы проанализировали тренды по СП за последние 35 лет и выяснили: в большинстве отраслей во время кризиса совместные проекты закрывались не чаще, а скорее, реже, чем в обычные времена. Как только экономика начинала восстанавливаться, они расцветали (см. врезку «Закрытие совместных предприятий в разные годы»). Отчасти это может быть связано с тем, что переговоры о реструктуризации или выходе занимают много времени, к тому же при урезании затрат корпоративное руководство прежде всего смотрит на активы, полностью принадлежащие компании. Кроме того, окупаемость активов СП в последнее время растет и уже превысила показатели компаний в полной собственности (см. врезку «Средний доход от активов в ряде отраслей»). Это означает, что во время нынешнего экономического спада разрывать партнерства будут еще реже. Наш анализ также показал, что в кризис новых транзакций по СП и партнерствам становится больше, а во время восстановления экономики они дополнительно разгоняются: такой путь к росту намного быстрее органического и менее рисковый, чем слияния и поглощения.

Ниже мы увидим, как в период рецессии фирмы поддерживают свои СП, привлекая наличные средства, урезая затраты, уменьшая капиталовложения, управляя рисками и проводя реструктуризацию. Большинство из этих мер самоочевидны, однако их проведение требует постоянной концентрации: из-за разницы целей, политизации, а также общей инерции реструктурировать совместные проекты компаниям бывает непросто даже в комфортных условиях. Однако кризис может катализировать перемены. И наконец, мы поговорим о принципах заключения новых «антикризисных» СП и партнерств, чтобы с меньшими потерями пройти времена упадка и изыскать возможности роста без лишних затрат капитала.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/844362

2020-11-11T09:26:49.000+03:00

Wed, 11 Nov 2020 07:12:09 GMT

Как совместные предприятия выручают в кризис

Новый подход к коллективным проектам — сейчас и в будущем

Инновации / Тренды

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/89/sbhfr/original-10pa.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия