Африканский урок для мира инноваций

Африканский урок для мира инноваций
|4 марта 2021| Майк Читави Лорен Коэн Спенсер Хагист

Более 60 лет США были главными новаторами в сфере финансовых технологий (финтеха). Однако за последние десять лет в лидеры вышел Китай: благодаря смартфонам и цифровизации денежных отношений этому государству удается расширять доступ к финансовым услугам. Но возможно, КНР не останется лидером надолго. В последнее время центрами развития финтеха становятся африканские страны, например Нигерия и Кения. Они используют недорогие и доступные технологии, чтобы мобилизовать клиентов радикально новыми способами. Чтобы не отстать от них, американским банкам и финтех-компаниям нужно изучить факторы, которые способствуют их успеху, — и понять, как их догнать.

Можно сказать, что финтех — это просто применение технологий и инноваций для решения финансовых потребностей потребителей и бизнеса (можно привести в пример кредитные карты, интернет-банки или криптовалюты на блокчейне). Конечно, это лишь последний шаг в многовековой эволюции кредитов, контрактов и банков, но финтех стал одним из самых быстроразвивающихся секторов последнего десятилетия. Венчурные капиталисты, традиционные финансовые компании, власти и даже обычные пользователи смартфонов — все они сыграли свою роль в ускорении роста сектора. Повсеместно распространились, например, удаленные платежи, торговля акциями в приложениях и автоматические обращения за страховыми выплатами. По оценкам МВФ, за первую половину 2010-х годов в эту сферу было вложено $50 млрд; ежегодный рост, как правило, превышал сто процентов.

Однако развитие современного финтех-сектора уходит в прошлое на несколько десятков лет и даже дальше. Его сформировали три волны инноваций, эпицентром которых стали конкретные регионы и годы. Первую волну инноваций в секторе создали США, но она стала терять силу, когда фирмы и потребители достигли уровня «и так неплохо». Но изучив прошлое и настоящее финтеха, американские компании смогут наверстать позиции.

Столетие финтеха: 1950—2050 гг.

Во время первой волны современного финтеха появились все технологии, которые задают наши современные привычки. Большая часть этих инноваций возникла в США. Главным прорывом было зарождение современных кредитных карт, важнейшей из которых в начале 1950-х годов стала карта Diners Club: это был намного более удобный способ оплаты, а также легкий способ выдавать клиентам новые кредиты. Следующей инновацией в 1960-е гг. стал «Банкограф» Городского банка Нью-Йорка — автоматическая машина для внесения депозитов, первый прототип банкомата. Лидерство США в сфере финтеха, которое тогда возглавляли банки и другие традиционные финансовые компании, продолжилось и в 1990-е гг. с распространением интернета и зарождением онлайн-банков. На передовой по-прежнему были крупные банки, но у развития было общее направление: экспансия банковских и кредитных услуг в мир за пределами физических отделений.

Вторая волна современного финтеха, которая началась в 2000-е годы и выходит на пик сейчас, возникла в Азии, и в частности в Китае, и создала целый ряд инноваций, которые уже получили широкое распространение. В КНР, огромное население которого относительно мало пользовалось физическими банками, прогресс возглавили приложения для смартфонов. В 2018 году финтех-рынок Поднебесной ($25,5 млрд) cоставлял 46% от глобального объема финтех-инвестиций и стал крупнейшим рынком мира. WeChat и Alipay стали такими успешными платежными платформами, что даже в китайских деревнях торговцы и работники используют персональные QR-коды. Tencent и Alibaba часто проводят масштабные инновации в обход традиционных финансовых фирм. В онлайне появились все возможные услуги: от управления капиталом (такие игроки, как Lufax, действуют только онлайн) до кредитных рейтингов (в Bairong утверждают, что рассчитывают свои оценки с помощью 74 тыс. меток данных для 800 млн пользователей).

Однако кажется, что теперь центр финтех-инноваций смещается еще раз — на этот раз в Африку. Важная отличительная черта этой новой волны — нацеленность на максимальный охват и широкий доступ к услугам мобильного банкинга, в ее основе — распространение мобильных телефонов (и зачастую без функций интернет-соединения). В Африке находятся 33 из 47 наименее развитых стран мира по оценке ООН. Инфраструктура для повсеместного использования смартфонов и интернета, которая строилась несколько десятков лет в США и Китае, находится только в начале пути. Для большинства отраслей это было бы плохо, но финтеху только идет на пользу, поскольку отрасль может сразу прыгнуть далеко вперед.

В отличие от предыдущих волн, которые были основаны на прорывных для своего времени технологиях, новая волна африканского финтеха основана на мобильных телефонах. С начала века на континенте их становилось все больше, а теперь они распространились повсеместно. Это обусловило и быстрый экономический рост: по оценкам МВФ, четыре из пяти лидеров по темпа роста ВВП в мире — именно африканские страны. Пропустив предыдущие волны финтеха (американскую и китайскую), они сразу создают гиперэффективную мобильную инфраструктуру.

Главный образец — это Кения. В стране большими темпами растет уровень проникновения мобильной связи: число подписок превосходит общую численность населения на 12%, а за ним следуют и финтех-инновации. Создав сервис денежных переводов M-Pesa, это движение возглавил в 2007 году телеком-гигант Safaricom, который обеспечивает 5% ВВП страны. Он работает почти как мобильный банк с ограниченным функционалом, только без необходимости в интернет-соединении. M-Pesa сочетает мобильную инфраструктуру Safaricom с агентской моделью; Safaricom хранит данные о счетах, а клиенты могут обратиться к одному из 110 тыс. агентов по всей стране, чтобы лично провести транзакцию. Система работает на технологии, похожей на СМС, и распространилась уже на семь стран.

Equitel, виртуальный мобильный оператор и конкурент M-Pesa от Safaricom, еще больше расширяет границы доступности финансовых решений, предлагая полный пакет банковских услуг на мобильных устройствах. В равной мере продиктованная новаторской идеей и практической необходимостью, Equitel — это гибридная фирма нового типа, телекоммуникационная компания, возникшая из банкинга. Ее родительская компания Equity Bank объединилась с международным телеком-оператором Airtel, чтобы предложить пользователям новый продукт от двух старых компаний. Чтобы показать, как им пользоваться, компания отправила по всей стране агентов, охватив даже отдаленные регионы, куда банки и телеком-операторы раньше не приходили. С помощью этой стратегии локализма Equitel быстро выросли и захватили 22% рынка мобильных денежных операций всего за пять лет.

Эти компании резко расширили доступ к финансовым услугам в стране. В 2006 году ими могли пользоваться лишь 26% населения страны, а сегодня как минимум базовые возможности есть у 83%. Эти инновации не только идут на экспорт, но и становятся образцами для других стран Африки. Так, 24 страны вдохновились Планом цифровой экономики, следуя примеру Кении. Результаты уже заметны: по оценкам Ассоциации GSM, проникновение мобильной связи в Западной Африке за последнее десятилетие удвоилось, и в 15 странах региона драйвером развития стали мобильные платежи и банкинг. За 2018 год в регионе было создано 23 млн мобильных аккаунтов. Особенно выигрывают от развития финтеха женщины, деревенская беднота и беженцы, которым технологии открывают новые экономические возможности.

Уроки для всех

Что остальной мир может понять из историй финтех-успеха Кении? Есть три главные темы, которые компаниям стоит взять на заметку.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/innovatsii/trendy/860268

2021-03-04T19:12:32.222+03:00

Thu, 04 Mar 2021 16:12:32 GMT

Африканский урок для мира инноваций

Чему может научить бизнес опыт Кении

Инновации / Тренды

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2021/1r/14z2fq/original-1h3p.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия