Как просить о помощи на работе | Harvard Business Review Russia
Коммуникации

Как просить о помощи на работе

Горик Энг
Как просить о помощи на работе
Juan Moyano/ Getty Images

Все мы попадали в подобную ситуацию: делаешь свою работу, сталкиваешься с проблемой и понимаешь, что тебе нужна помощь, но беспокоить коллег или задавать очевидные вопросы не хочется.

Для своей книги The Unspoken Rules я опросил более 500 специалистов из разных отраслей, занимающих самые разные должности. Я интересовался, с какими трудностями они сталкиваются на работе, и снова и снова слышал ответ: «Мне сложно просить о помощи». В лучшем случае вы демонстрируете свою уязвимость, в худшем — выглядите некомпетентным или ленивым. К счастью, с помощью исследований я обнаружил хороший способ избежать и того, и другого и хочу рассказать о нем.

Подготовьтесь

Первое, что следует сделать, когда вам нужна помощь — вовсе не попросить о ней, а убедиться, что ваш вопрос стоит того, чтобы его задать. Для этого нужно подготовиться.

Для начала нарисуйте три концентрических круга. Внутренний круг представляет то, что вы уже знаете.

Средний — то, что вы не знаете, но в чем можете разобраться самостоятельно. Любой вопрос, находящийся в среднем круге, — это «плохой» вопрос. Услышав эти вопросы, люди подумают: «Узнать ответ на них можно в интернете за 10 секунд».

Внешний круг представляет то, что вы не знаете и не можете узнать самостоятельно. Получить ответ на такие вопросы можно, только спросив. Любой вопрос, находящийся в этом круге, — хороший. Эти вопросы и надо задавать.

Если вы задаете вопрос вроде «что значит Х?» (на него есть правильный или неправильный ответ), постарайтесь найти ответ самостоятельно в интернете, своей почте, общей папке с файлами или корпоративном интранете. Смысл не в том, чтобы открыть каждый файл, письмо или сайт самостоятельно, но в том, чтобы сделать самому все возможное, прежде чем тратить драгоценное время других людей.

Вы можете считать, что сделали все возможное, если точно знаете, что с вами еще не делились ответом, его нельзя найти в очевидном месте и он не поджидает вас на первой странице поисковой выдачи в Google. Если вы можете найти ответ, в правильности которого уверены, задавать вопрос не нужно. Если не можете, имеет смысл спросить.

Если у вас возник вопрос вроде «Что делать дальше?» или «Как это сделать?» (на который не всегда есть «правильный» или «неправильный» ответ, а только подход «получше» или «похуже»), обдумайте разные варианты и выберите тот, где «за» сильнее всего перевешивают «против». Представьте, что вам не к кому обратиться за помощью. Какие варианты вы бы рассматривали и какой бы выбрали? Можно попробовать закончить следующее предложение: «Я могу попробовать [вариант А], [вариант В] и [вариант С]. Учитывая [причины], [вариант В] кажется самым подходящим». Если вы можете выбрать вариант, который явно лучше других и кажется самостоятельным решением, не требующим вмешательства других людей, то спрашивать тоже не нужно: вы и так нашли подход, который вам посоветовали бы другие. Если вы не можете выбрать такой вариант, имеет смысл спросить.

Найдите лучшего человека и лучшее время

Если у вас есть вопрос, который имеет смысл задать, вам необходимо найти наименее разрушительный и, следовательно, самый эффективный, способ обратиться к другим людям. Здесь будет полезно для начала задать три вопроса себе:

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
О положительных сторонах кризиса
Родс Дэвид,  Стелтер Дэниел
Как сохранить работу в кризис
Джанет Бэнкс,  Дайан Кутю