Почему офисные сотрудники превращаются в «собак Павлова»

Почему офисные сотрудники превращаются в «собак Павлова»
25 марта 2019| Стив Главески

С тех пор, как наши древние предки научились вытачивать каменные орудия, добывать огонь и охотиться, прошло много времени, а наши инструменты и технологии стали намного совершеннее и эффективнее. Технологии принесли нам комфорт, улучшили коммуникацию и в конечном итоге привели к увеличению продолжительности жизни и повышению ее качества.

Но, как известно, любое добро может обратиться в зло, если им неправильно пользоваться. Аристотель знал об этом и говорил, что для достижения счастья людям необходимо воспитывать в себе такую степень добродетели, которая не была бы ни избыточной, ни недостаточной. Например, сон — это очень полезно, но не в том случае, если вы спите по 16 часов в день. Будда тоже проповедовал срединный путь. Такой же подход применим и к технологиям: если не следить за тем, как мы их используем, они могут нанести вред нашей продуктивности и самочувствию.

Американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи еще в 1975 году описал понятие «потока» — состояние настолько глубокой погруженности в выполнение некой задачи, при котором весь остальной мир словно ускользает от нашего внимания. Исследования McKinsey показали, что руководители в состоянии потока работают в пять раз продуктивнее.

Но типичное современное рабочее место невозможно представить без постоянных звуковых и визуальных уведомлений, а менеджеры реагируют на них с такой степенью ответственности, что Иван Павлов, несомненно, гордился бы ими. И действительно, уведомления из приложения Facebook очень похожи на звонки, которыми известный физиолог в свое время вызывал условные рефлексы у собак. Пуш-уведомления вырывают нас из состояния потока, не дают нам сосредоточиться на работе и уйти из офиса с чувством полной удовлетворенности. Вместо этого мы ощущаем, что целый день работали, но ничего осязаемого так и не достигли.

То, что мы привыкли называть многозадачностью, на самом деле лишь переключение между задачами, поскольку у нас нет способности уделять внимание двум вещам одновременно. После того как уведомление заставило нас переключиться на другую задачу, для возвращения к предыдущей задаче нам может потребоваться до 23 минут, говорят исследователи из Калифорнийского университета в Ирвайне. А теперь представьте, что в среднем менеджер касается своего телефона 2617 раз в день, проверяет электронную почту 74 раза в день и получает 46 уведомлений в день. Похоже, у большинства менеджеров нет возможности войти в состояние потока.

«Но ведь уведомления помогают мне оставаться в курсе дел, да и вовсе необязательно реагировать на каждое из них», — возразите вы. Неважно, прочтете вы уведомление сейчас или позже, ваша мысль уже будет отвлечена тем, что вы заметили это уведомление и решаете, реагировать на него или нет. По последним данным, на каждое переключение между задачами тратится всего 1/10 секунды, но в конечном итоге эти переключения приводят к тому, что люди ежедневно теряют до 40% продуктивности. Этот показатель может быть и выше, если за основу для сравнения брать продуктивность менеджера, который имеет возможность проводить несколько часов в день в состоянии потока.

Что же происходит, когда вы решаете отреагировать на уведомление о новом письме? Вы переходите в почтовое приложение, отвечаете на письмо, а заодно просматриваете и другие входящие. Центр вознаграждения в вашем мозге за выполнение таких задач выдает вам больше и больше дофамина, и только через полчаса вы вспоминаете, что занимались до этого куда более важной, сложной и срочной задачей.

Исследователи из Университетского колледжа Лондона обнаружили, что человеческий мозг склонен следовать пути наименьшего сопротивления. Он обманывает нас, убеждая в том, что самые низко висящие плоды — самые вкусные. Тим Урбан, куратор популярного блога Wait But Why, называет эту присущую нам черту «обезьяной немедленного вознаграждения»: «Эта обезьяна у нас в голове думает только о настоящем моменте и стремится получить максимальное удовольствие наименьшими усилиями. Зачем использовать компьютер для работы, если есть интернет, в котором столько всего интересного?»

Это искажение во многом упрощает нашу жизнь и позволяет экономить ресурсы (и могло спасать наши жизни в те времена, когда нам еще приходилось убегать от хищников), но вместе с тем удерживает нас от достижения целей. И об этом прекрасно осведомлены разработчики технологических платформ.

Игровой автомат в наших карманах

В своей книге «На крючке. Как создавать продукты, формирующие привычки» Нир Эяль отмечает, что технологические компании максимально используют уязвимости человеческой психологии для того, чтобы мы возвращались к их продуктам. Он пишет, что в порочный круг нас загоняют два триггера: внутренний (потребность в социальных связях) или внешний (уведомления). На триггер мы реагируем действием (открываем Facebook), получаем дофаминовую награду («Ого, у меня целых семь новых уведомлений!») и оставляем платформе чаевые (пишем комментарий). Порочный круг набирает все новые и новые обороты, и следующим триггером может стать вопрос «А вдруг кто-то уже ответил на мой комментарий?». И так снова и снова.

По этой причине бывший специалист по этике Google и основатель Центра гуманистических технологий Тристан Харрис сравнивает смартфон с игровыми автоматами — надеясь услышать звон монет, очень сложно перестать играть с «одноруким бандитом».

Такая особенность современных технологий приводит не только к значительным экономическим издержкам для организаций, но и к ухудшению общего уровня самочувствия людей. Дэниел Левитин, профессор поведенческих нейронаук в Университете Макгилла, утверждает, что переключение между задачами — весьма выматывающее занятие, поскольку для этого в мозге используются запасы окисленной формы глюкозы, которые могли бы пригодиться при концентрации для выполнения задач. Все это ослабляет связь между потраченными на работу часами и создаваемой от этой работы ценностью, плохо сказывается на уровне нашей мотивации и в конечном итоге приводит к стрессу на рабочем месте и накопленной усталости в конце дня.

Стать хозяевами технологий

Польза любого инструмента зависит от того, как вы его используете. В наших силах выйти из технологического рабства и превратиться в хозяев ситуации.

Исследование Лондонской школы бизнеса показало, что в большинстве случаев люди из списка вариантов склонны выбирать тот, что предложен по умолчанию. Джеймс Клир, автор книги «Атомные привычки», утверждает: «Среда, которой вы себя окружаете, определяет ваши повседневные действия по умолчанию, и это хорошо, поскольку вы сами можете создать вокруг себя необходимую среду».

Если вы не хотите объедаться чипсами на ночь, не стоит держать в доступном месте пачку чипсов. Если вы не хотите отвлекаться на уведомления, вам необходимо поработать над своим технологическим окружением. Вот что стоит попробовать для начала.

• Отключить все уведомления и на компьютере, и на смартфоне.

• Выбрать периоды дня, когда вы отключаете смартфон или переводите его в авиарежим.

• Использовать приложение Freedom, которое блокирует неважные уведомления в установленные периоды дня.

• Использовать плагин «compose email» для Google Chrome, который при ответе на письмо не показывает список входящих писем, что помогает не отвлекаться на них.

• Установить себе периоды в течение дня, во время которых вы будете проверять почту и отвечать на письма.

• Использовать технику Помодоро, чтобы отделить периоды выполнения важных задач от выполнения менее важных.

• Использовать приложения Use the Digital Wellbeing (Android) или Screen Time (iOS), чтобы отследить время, проведенное за экраном смартфона, и ужаснуться («О Боже, неужели я провожу столько времени в Facebook?»). Для компьютера существует похожее приложение Rescue Time.

Чем больше вы наблюдаете за собой и своей моделью использования смартфона, тем легче вам будет избавиться от зависимости.

Как руководителям помочь своей команде не отвлекаться на уведомления

• Расскажите коллегам о влиянии переключения между задачами на продуктивность и самочувствие.

• Практикуйте асинхронное общение в компании (не реагировать на сообщения немедленно — нормально; нужно отвечать на сообщения тогда, когда удобно).

• Призывайте и мотивируйте людей отключать уведомления.

• Позволяйте коллегам планировать периоды дня (от двух до четырех часов) для концентрации на рабочих задачах.

• Проводите четкие границы между срочными и несрочными задачами.

• Создавайте максимально способствующую концентрации рабочую атмосферу или призывайте коллег переходить на удаленный формат работы.

• Введите систему наград для сотрудников, которые провели наименьшее время за экраном.

• Назначайте меньше встреч и ограничивайте их продолжительность.

• Составьте жесткое расписание для встреч и установите время, в которое нельзя их назначать.

Осознанные отношения с технологиями помогут создать более комфортную рабочую среду, где каждый из нас будет чувствовать себя не только более продуктивным, но и более полноценным и реализовавшимся как личность.

Об авторе. Стив Главески (Steve Glaveski) — CEO и сооснователь компании Collective Campus, стартап-акселератора и разработчика корпоративных инноваций. Ведущий подкаста Future Squared, автор книги «Employee to Entrepreneur: How to Earn Your Freedom and Do Work That Matters».

https://hbr-russia.ru/karera/upravlenie-vremenem/797280

2019-03-25T10:58:56.248+03:00

Mon, 25 Mar 2019 07:59:09 GMT

Почему офисные сотрудники превращаются в «собак Павлова»

Что делать, чтобы смартфон и компьютер не понижали вашу продуктивность

Карьера / Управление временем

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/2c/n80be/original-u3g.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия