Что делать, если сотрудник потерял ребенка | Большие Идеи

・ Эмоциональный интеллект
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Что делать, если сотрудник
потерял ребенка

Как действовать руководителям и коллегам

Авторы: Джанпьеро Петрильери , Салли Мэйтлис

Что делать, если сотрудник потерял ребенка
Фото: HBR STAFF/HANS L BONNEVIER, JOHNER/GETTY IMAGES

читайте также

Snapchat против Facebook: победит умнейший

Уолтер Фрик

Интервью с Борисом Гребенщиковым

Шесть стратегий для уставших работающих родителей

Дейзи Даулинг

Что делать, когда на работе затишье

Элизабет Грейс Сондерс

Ожидание ребенка, появление не свет нового человека, новой жизни — ничто не сравнится с этим в ощущении полноты существования, будущих надежд и возможностей. Рождение — начало всего, самый далекий от смерти момент. Кроме тех случаев, когда все складывается неблагополучно.

Примерно четверть женщин переживает потерю беременности вследствие выкидыша, мертворождения или ранней смерти новорожденного. Выкидышем, самопроизвольной потерей плода в первые 20 недель беременности, заканчивается около 25% беременностей, при этом 1% женщин переживает привычный выкидыш (три и более раз). Мертворождение, потеря плода после 20 недель беременности, происходит в 1% случаев. Несмотря на частоту подобных случаев и последствия такой потери для тех, кто ее переживает, на эту тему редко говорят, и бремя молчания особенно тяжело сказывается на родителях, возвращающихся на работу. В дополнение к переживаемому ими горю им приходится сталкиваться с коллегами, которые не знают об их страданиях или знают достаточно, чтобы общение с ними оказалось очень болезненным.

В этой статье мы постараемся рассказать, как чувствуют себя те, кто выходит на работу после потери беременности, объясним, как сделать возвращение если не менее, то хотя бы не крайне трудным, и предложим способы, которыми менеджеры и коллеги могут помочь.

Потеря беременности

Потеря ребенка во время беременности, при родах или в первые дни жизни становится большим ударом. Для пережившего утрату часто оказывается невозможно вести привычную жизнь, появляется отчужденность, навязчивые мысли, чувство оцепенения. Исследование показывает, что потеря беременности вызывает посттравматический стресс, депрессию, тревожность и расстройства сна. Эти симптомы обычно уменьшаются в течение первого года, однако некоторые родители очень долго и сильно оплакивают потерю, что называется «затяжной реакцией горя». Часто она сопровождается чувством вины, зависти к тем, у кого есть дети, и непрекращающимся стрессом в связи с неожиданным и внезапным характером смерти. (И если потерян первый ребенок, некоторым бывает сложно осознать свои родительские чувства, что добавляет смятения к сильному горю.) Эмоциональная боль матери после выкидыша или мертворождения часто усиливается физической, которая в зависимости от обстоятельств и характера медицинского вмешательства может длиться неделями. Последующее лечение и медицинские осмотры напоминают о потере. В то же время страдания ее партнера часто упускают из виду. Коллеги могут и не подозревать, что человек пережил тяжелую потерю. Исследование показывает, что мужчину воспринимают как опору и поддержку потерявшей ребенка женщины, практически не оставляя ему возможности горевать и получить поддержку самому.

По возвращении на работу те, кто потерял ребенка, вынуждены справляться не только с собственным горем, приступы которого могут провоцировать даже какие-то незначительные внешние обстоятельства, но и с неловким поведением коллег. Один мужчина, потерявший ребенка, рассказывал, как беременная женщина решила выйти из лифта, когда он вошел в кабину, как будто мертворождение может быть заразно. Возможно, она хотела пощадить его чувства, но в его глазах это выглядело по-другому.

Проводя исследования для недавней статьи о том, как люди переживают и воспринимают опыт смерти на работе, мы часто слышали, что на Западе табу вокруг этой темы усиливается в профессиональной среде. Как мы узнали, молчание становится особенно заметным и печальным, когда кто-то из сотрудников оплакивает потерю ребенка, особенно нерожденного. Кроме самой травмы, потерю усиливает то, что она незаметна, например, если произошла до того, как о ней узнало много людей. В результате те, кто пережил утрату, вынуждены справляться с ней в одиночку.

Или же оплакивающему ребенка родителю приходится непросто из-за того, что его личные переживания стали известны всем. Коллеги, возможно, в последний раз видели женщину на позднем сроке беременности, например, на вечеринке для будущей матери. В этой ситуации женщина может не знать, что сказать коллегам, а коллеги не уверены, как вести себя с ней.

Возвращение на работу

Поддержка — один из наиболее важных факторов, помогающих родителям пережить горе. От отношения окружающих во многом зависит, как будет чувствовать себя человек после выхода на работу и как будет складываться его жизнь после потери беременности. Как рассказала мать, потерявшая ребенка, в исследовании SANDS (Британская благотворительная организация, оказывающая поддержку родителям, пережившим мертворождение или смерть новорожденного), «само возвращение на работу оказалось не таким тяжелым, как мысли о нем. Поначалу мне было не по себе, но все проявили столько тепла, что помогли мне прийти в себя».

Как и всегда при переживании горя, когда человек будет готов или вынужден вернуться к работе после потери ребенка, зависит от обстоятельств. По-разному проявляется и степень физического и эмоционального воздействия на человека и его отношение к работе. Кому-то будет легче вернуться к привычной жизни и с головой уйти в профессиональные задачи. Кто-то не сможет их выполнять и будет чувствовать себя подавленно среди людей, не способных понять, что ему пришлось пережить. Многие же просто будут вынуждены вернуться на работу по финансовым причинам.

Кроме того, политика отпусков по уходу за ребенком может значительно отличаться, в том числе в случаях выкидыша или мертворождения. Например, в Великобритании женщины, родившие мертвого ребенка после 24 недели беременности, имеют право на такой же отпуск и льготы, как и в случае благополучных родов. Ситуация в США отличается и значительно варьируется в зависимости от штата и организации, и отпуск по семейным обстоятельствам и по состоянию здоровья не предусмотрен.

Стратегия самопомощи

Если вы возвращаетесь на работу, потеряв ребенка, решите, что вы хотите рассказать коллегам о своем горе и хотите ли вообще что-то рассказывать. Если сотрудники не знали о беременности, возможно, вы не станете им сообщать, но, пожалуй, стоит конфиденциально поделиться с начальником. Вы можете испытывать физические или эмоциональные симптомы, и начальнику будет легче поддержать вас, если он будет в курсе ситуации.

Если люди на работе знали, что вы беременны, и вам, и другим будет легче, если вы напишите о случившемся своему начальнику или коллеге, которому доверяете. Поделитесь с ними, что могло бы вам помочь по возвращении, в том числе готовы ли вы говорить о произошедшем на работе. Попросите их передать ваше сообщение остальным.

Даже если вы выразили желание не обсуждать потерю на работе, кто-то все же может поднять тему, особенно если этот человек не работает непосредственно с вами. Исследование, посвященное потере беременности, показало, что такая ситуация является одной из самых сложных и эмоциональных из тех, с которыми могут столкнуться родители при возвращении в коллектив. Подумайте заранее, как будете отвечать на возможные вопросы. Кто-то может из лучших побуждений поинтересоваться: «Как ваш малыш?» и невольно причинит боль. Короткого ответа «Я потеряла ребенка» будет достаточно. Вы не обязаны рассказывать подробности или уверять собеседника, что с вами все в порядке. С другой стороны, если вам хочется открыться этому человеку, скажите ему, что хотели бы поговорить, и сообщите, где и когда вам будет удобно.

В первые дни после потери беременности вам, возможно, будет особенно тяжело находиться рядом с коллегами, ожидающими или недавно родившими ребенка. Если они знают о вашей потере, то они поймут вашу отчужденность или желание отойти в сторону. Вы не должны чувствовать себя обязанными приходить на вечеринку в честь будущей матери или быть вместе со всеми, если это бередит вашу рану. Сложно переживать значимые даты, например, предполагавшуюся дату рождения ребенка или годовщину выкидыша или смерти ребенка. Подготовьтесь заранее и попросите на работе выходной.

Как вести себя руководителю

От менеджера во многом зависит, каким будет возвращение на работу родителя, потерявшего ребенка. Если вам сообщили о случившемся, выразите соболезнования и спросите, чем можете помочь. Уточните, нужно ли сказать об этом сотрудникам. Можете предложить написать сообщение, как сам человек сочтет нужным, и вы распространите его среди непосредственных коллег. При возвращении на работу не придется делиться своим горем и пересказывать историю несколько раз.

По возможности проявите гибкость, предложив постепенное возвращение или согласованный график. Будьте готовы скорректировать свои требования и дайте знать, что вы понимаете, как трудно может быть в первое время. В то же время не думайте, что не нужно ставить никаких ответственных задач. Сотрудник должен участвовать во всем, что касается его работы. У человека горе, но он дееспособен, и работа часто помогает почувствовать разницу.

Не избегайте своих переживших потерю коллег. Ведите с ними обычные рабочие разговоры и иногда спрашивайте, как у них дела, и не бойтесь показать, что знаете об их утрате, или спросить, чем можете помочь. (Однако не стоит говорить вещи вроде «Случилось, что должно было случиться» или «У тебя же есть (еще будут) дети». Подобные комментарии умаляют потерю человека, и он чувствует себя еще хуже.)

Обострит ли возвращение на работу боль или принесет временное облегчение, во многом зависит от готовности окружающих, и особенно менеджеров, признать потерю родителей и быть рядом с ними в их горе. Признавая и уважая смерть, с которой столкнулись родители, и скорбь, которую они будут нести с собой, коллектив со временем может помочь им вернуться к жизни.

Об авторах

Салли Мэйтлис (Sally Maitlis) — профессор, преподаватель теории лидерства и организационного поведения в Бизнес-школе Саида при Оксфордском университете. Практикующий психотерапевт и коуч для топ-менеджеров.

Жанпьеро Петрильери (Gianpiero Petriglieri) — доцент INSEAD, специалист по организационному поведению. Врач-психиатр по образованию, он руководит программой INSEAD по развитию управленческих навыков.