Как видят мир великие люди

Как видят мир великие люди
23 апреля 2019| Адам Бранденбургер

«Думай иначе», — гласил знаменитый слоган рекламной кампании Apple в 1997 году. Он остается вечно актуальным для всех творцов, новаторов и предпринимателей.

Однако, чтобы дать миру революционные идеи или радикально новые продукты, нужно не только думать иначе, но и видеть иначе. Великие творцы, новаторы и предприниматели смотрят на мир совсем не так, как большинство из нас. Именно поэтому они способны увидеть возможности, которые другие не замечают.

Всем известна история застежки-липучки Velcro. Как-то раз швейцарский инженер Жорж де Местраль решил повнимательнее рассмотреть головки репейника, которые снял с одежды после прогулки в лесу. Под микроскопом стали видны крючочки, с помощью которых соцветия репейника зацеплялись за волокна ткани. Так в его голове возникла идея альтернативы застежке-молнии — застежка из крючков и петель, которую он стал выпускать под торговой маркой Velcro. (Сейчас в науке существует целое направление — биомиметика, в котором технологические элементы для нужных человеку устройств заимствуются из живой природы.)

История мыла Softsoap не у всех на слуху, но не менее примечательна. Американский предприниматель Роберт Тейлор однажды решил взглянуть на распакованный кусок мыла в ванной комнате через объектив фотоаппарата с функцией увеличения. Ванная была безупречно чистой, а мыло плавало в неприятной мутной жидкости. Так ему пришла в голову идея поместить жидкое мыло в красивый контейнер с дозатором, и на свет появился бренд Softsoap, который совершил настоящую революцию в индустрии мыловарения.

Этим двум блестящим умам удалось посмотреть на мир по-другому. Они сделали самый важный шаг — взглянули на знакомую вещь совершенно новым образом в прямом и переносном смысле (используя микроскоп и зум-объектив фотоаппарата). Как сказал выдающийся французский математик Блез Паскаль: «Мелкие умы интересуются всем необычным, а великие — обычным». Скорее всего, он имел в виду, что нужно смотреть на вещи, которые постоянно нас окружают, но так, как на них большинство и не подумает посмотреть.

Для этого подхода есть название — остранение. В начале XX века литературовед Виктор Шкловский отмечал (текст его статьи «Искусство как прием» доступен по ссылкеприм. ред.), что Толстой добивался значительной выразительности, используя искаженную перспективу для описания обыденных явлений, не называя вещь ее привычным именем и остраняя знакомые предметы и явления. Впоследствии такую же революцию в кино совершил великий французский режиссер Жан-Люк Годар, впервые применив рваный монтаж в фильме «На последнем дыхании». Сейчас это воспринимается как само собой разумеющееся, но в то время рваный монтаж шокировал зрителей. Кинематографисты прошлого стремились к логичному, последовательному потоку изображений (линейный монтаж). Все-таки наш мозг устроен так, что изображения, поступающие в него от органов зрения, интерпретируются последовательно. Это знакомо и привычно. Но Годар отказался от линейности, чтобы заставить зрителя отойти от условностей и принять персонажей такими, какими они являются — буквально оторванными от общества и друг от друга. Таким образом зритель чувствует одиночество персонажей, понимает, как они пытаются наладить контакт друг с другом, хоть им это не удается, и все заканчивается трагично. Прием остранения Годар перенес со страниц книг на большой экран.

Из опыта этих великих творцов все, включая предпринимателей, могут извлечь полезный урок о том, как перестать смотреть на мир единственным привычным образом и начать смотреть на него по-новому, творчески. Глядя на мир, нужно не просто изучать его, а изучать его целенаправленно под другим углом зрения. Нужно не просто называть то, что вокруг, а придумывать новые имена. Не воспринимать картину целиком, а разбивать ее на множество мелких кусочков. Эти приемы помогут увидеть, как можно создать что-то новое, революционное как в бизнесе, так и в искусстве.

Процитируем реплику Шерлока Холмса, адресованную Ватсону: «Вы смотрите, но не наблюдаете. Разница налицо». Много других советов о том, как прорваться сквозь обыденность и начать по-настоящему наблюдать, можно почерпнуть из книги психолога и писательницы Марии Конниковой «Выдающийся ум. Мыслить, как Шерлок Холмс». Она пишет: «Чтобы начать наблюдать, нужно научиться отделять ситуацию от интерпретации, отделять себя от того, что вы видите». Конникова советует для перехода в такой режим проговаривать, что вы видите, вслух или в письменном сообщении другу или коллеге. Она отмечает, что сам Холмс использовал в таком качестве Ватсона — он рассказывал ему о своих наблюдениях в ходе расследования и часто это проговаривание помогало ему увидеть ключевые моменты в деле. Вот еще один прием в копилку подающих надежды творцов и предпринимателей (и частных детективов).

Наш мозг устроен так, что он не дает нам чрезмерно концентрироваться. Это наглядно показывает эффект Трокслера — оптическая иллюзия, названная в честь первооткрывателя, швейцарского врача, жившего в XIX веке. Суть этого эффекта в том, что через какое-то время глаз перестает видеть объект, занимающий строго постоянное место в области нашего периферийного зрения. У нейробиологов это явление называется привыканием. Скорее всего, этот эффект обусловлен тем, как мозг оптимизирует свою работу. Получив достаточно информации о раздражителе, который не меняется, нейроны перестают посылать импульсы. Но иногда адаптация из полезного механизма приспособления становится помехой.

Чтобы нейтрализовать заложенное в нас стремление адаптироваться и замыкаться на привычных способах восприятия, нужно не только думать иначе, но и видеть иначе. Великие деятели искусства, предприниматели, любые творцы способны понять, как изменить мир благодаря тому, что они в прямом смысле этого слова видят мир не так, как остальные. Их опыт учит нас, что иной взгляд на мир может помочь нам увидеть то, чего еще никто не видел. На этом и строится будущее.

Об авторе. Адам Бранденбургер (Adam Brandenburger) — профессор Школы бизнеса Стерна, заслуженный профессор Школы инженерии Тэндон, руководитель программы «Креативность и инновации» Нью-Йоркского университета в Шанхае.

https://hbr-russia.ru/liderstvo/psikhologiya/799991

2019-04-23T10:55:59.000+03:00

Tue, 30 Apr 2019 10:45:03 GMT

Как видят мир великие люди

Почему лучшие творцы и новаторы интересуются обыденными вещами

Лидерство / Психология

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/35/16evo5/original-1iyv.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия