«Ему плевать?»: как руководитель должен реагировать на стресс в команде | Большие Идеи

・ Психология
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Ему плевать?»: как руководитель должен реагировать на стресс
в команде

Что делать, если вы почти не испытываете стресса, но руководите теми, кто страдает от него

Автор: Энн Шугар

«Ему плевать?»: как руководитель должен реагировать на стресс в команде
Фото: Aureanne Mailhiot / Unsplash

читайте также

Пандемия, ИИ, трансформация

Джо Маккендрик

Книги для бизнеса

Евграфова Елена подготовила

Как общественные движения меняют мнение большинства

Грег Сателл

Великие предприниматели прошлого. Николай Григорьев

Мария Макарушкина

По данным Американского института стресса, 40% работников считают свою работу «очень или чрезвычайно наполненной стрессом». В период пандемии это воспринимается еще острее; опрос Американской психологической ассоциации показал, что экономическая ситуация является «значительным» источником стресса для 7 из 10 опрошенных взрослых. Однако не все переносят эмоциональные нагрузки одинаково. Менеджер, легко справляющийся с напряжением, может показаться черствым и холодным к своим коллегам (руководителю и команде), которым преодоление стресса дается с трудом. Умение сохранять хладнокровие в сложной ситуации, безусловно, дает преимущество, однако ваши сотрудники могут воспринимать такую невозмутимость как проявление беспечности или безразличного отношения. А это может навредить вашей карьере. Как же избежать такой проблемы?

Возьмите ситуацию под контроль

Публичные выступления — частый повод для стресса. Для многих, но не для всех. Если вы не боитесь презентаций, вам, возможно, кажется, что нет ничего сложного в том, чтобы рассказать о работе отдела на виртуальном собрании. При этом, если вы не выказываете признаки стресса, ваш руководитель может подумать, что вы несерьезно подходите к подготовке.

Если вы узнали в описании себя, полезно лишний раз обозначать свое отношение в разговоре с руководителем: рассказывайте ему, как это важно для вас, сообщайте, что вы работаете над задачей. Ошибочно полагать, что руководитель читает ваши мысли. Если вы видите, что складывается стрессовая ситуация, возьмите инициативу в свои руки, скажите: «Я знаю, что планирование бюджета необходимо для успешной работы нашего отдела. Впереди непростая сессия с исполнительными директорами, поэтому сейчас я ежедневно встречаюсь с группой планирования, чтобы у нас была точная информация и мы смогли подготовиться к непростым вопросам».

Делитесь своими техниками

У многих лидеров есть свои методы управления стрессом. Это может быть дотошная подготовка, смена угла зрения, позитивные установки, разбиение большой задачи на маленькие подзадачи, выполнение по мере возможностей (пусть и не идеально). Какие бы методы вы ни использовали, ваша роль как менеджера — помочь команде справиться с эмоциональным напряжением. Поэтому важно делиться с ними своими способами. Помните, что другие участники команды могут принять вашу уравновешенность за отчужденность и холодность. Если вы расскажете им о своих техниках управления стрессом, они увидят ваше небезразличие к самочувствию окружающих.

Однажды я работала с одним руководителем, для которого стрессовым фактором была встреча с финансовым менеджером. Он решал эту проблему тщательной подготовкой, которая помогала провести встречу без затруднений. Вскоре он начал учить коллег своему подходу: завершать свою часть работы как минимум за неделю до мероприятия, давать данные на проверку коллегам, чтобы не было ошибок, а также как минимум три раза репетировать свое выступление. Кажется, что такая подготовка требует слишком много дополнительных усилий, но собрания стали проходить лучше.

Некоторые руководители справляются со стрессом, просто что-то делая. Работа над небольшим кусочком мозаики — это уже возможность видеть результат. Один из менеджеров поделился примером из своей практики: ему казалось, что решение запустить новую бизнес-единицу было ошибочным по причине недостатка кадров. Он понимал, что ему придется справиться без привлечения дополнительных ресурсов. Тогда он начал обучать команду сохранять спокойствие в стрессовой ситуации, просто делая то, что необходимо. Этот подход не помог выправить ситуацию в подразделении, однако команда была мотивирована посильно решать свои задачи до тех пор, пока не будут наняты дополнительные сотрудники.

Проявляйте чуткость к переживаниям окружающих

Если вам трудно понять, почему все вокруг пребывают в стрессе, вы можете показаться безразличным и холодным человеком. Один из руководителей, с которым я работала, не понимал внешние проявления стресса: он ожидал, что при переходе в дистанционный режим работы у всех в команде будет составлен личный план по управлению стрессом. Похожая позиция была и у старшего вице-президента, с которым мне также довелось работать. По итогам оценки методом «360 градусов» выяснилось, что команда считает его равнодушным. Чтобы сгладить это впечатление, я порекомендовала ему задавать коллегам вопрос: «Чем я могу вам помочь?» Это небольшое нововведение и ответы, которые давали сотрудники, помогли руководителю лучше понять, как команда чувствует себя в стрессовых ситуациях, почему возникают такие чувства и как можно им помочь.

Проявляя понимание к эмоциональным нагрузкам окружающих и рассказывая им о своих методах борьбы со стрессом, вы демонстрируете свое небезразличие. Такая забота о других принесет вам и вашему отделу долгосрочные дивиденды.

Об авторе

Энн Шугар (Anne Sugar) — коуч, спикер, работает с руководителями технологических, маркетинговых и фармацевтических компаний. Коуч программы обучения для руководителей Гарвардской школы бизнеса, приглашенный лектор в MIT.