Как повысить разговорный интеллект | Большие Идеи

・ Операционное управление
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как повысить
разговорный интеллект

Когда вы ведете диалог, в котором задаете открытые вопросы, делитесь своими открытиями и выслушиваете мнения других, то вдохновляете окружающих на совместное достижение успеха

Автор: Джудит Глейзер

Как повысить разговорный интеллект

читайте также

Думать и делать

Марина Иванющенкова

«Учась конкурировать с гигантами рынка, мы старались сохранить репутацию порядочной компании»

Аджай Банга,  Ричард Хэйторнтуейт

Как делать то, что никто никогда не делал

Эми Эдмондсон

Чем должен сейчас заниматься настоящий руководитель

Леонард Маркус,  Эрик Макналти

За долгие годы моей работы с бизнес-лидерами и их командами я пришла к выводу, что очень часто люди уверены в том, что они прекрасные собеседники и эффективные переговорщики. Но, увы, зачастую это очень далеко от истины. Приведу простой пример. Руководитель, который пытается донести до своей команды новую миссию и концепцию развития компании, сталкивается с тем, что его идеи не доходят до сознания слушателей и не конвертируются в результат, тогда он пытается «продать» свои идеи, по-прежнему надеясь заручиться поддержкой коллектива. Когда и это не срабатывает, нередко в ход идет повышенный тон. Дело тут в том, что до людей нельзя «достучаться», спуская «сверху» одни и те же сообщения. Что им действительно нужно, так это ощущать вовлеченность самого топ-менеджера в следование выбранной им стратегии развития. Когда этого не происходит, сотрудники переходят к глухой обороне, вместо того чтобы с энтузиазмом приняться за выполнение своих собственных задач.

В качестве примера бизнес-лидера, попавшего в сети синдрома «Скажи-Продай-Кричи», можно привести историю Жака Нассера, возглавившего автоконцерн Ford в 1999 году. Главной его целью была трансформация корпорации — от строго иерархичной структуры к компании с высокомотивированными сотрудниками.

Вначале все шло как нельзя лучше. Нассер организовал поездки по всей стране, посетил множество офисов, где заявлял, что хочет, чтобы у всех сотрудников было право голоса и чтобы все они были вовлечены в процесс обновления автоконцерна. Однако быстрой победы не вышло, и он начал активно высказывать свое недовольство. Мотивация самого Нассера сменилась разочарованием, и рядовые члены коллектива моментально почувствовали этот поворот. Вскоре совет директоров попросил Нассера покинуть свой пост. Насколько позитивным было намерение, настолько негативным оказался и эффект. Синдром «Скажи-Продай-Кричи» сыграл с Нассером злую шутку.

Читайте материал по теме: Иерархия и Сеть: две структуры, одна организация

Вспоминая многочисленные истории бизнес-лидеров, которые пытались вдохнуть новую жизнь в свои компании, но так и не смогли сдвинуть их с места, можно проследить вполне конкретные поведенческие паттерны. Осознавая возможные «ловушки» на пути к трансформации и развивая свой разговорный интеллект, вы сможете значительно улучшить культуру общения для построения более здоровой крепкой организации, с воодушевлением принимающую необходимые изменения.

Паттерн №1: Вы в центре внимания

Симптом: На встречах большую часть времени говорите только вы.

Почему так происходит: Вы наслаждаетесь собственным выступлением на публике.

Почему это стоит изменить: Такое эгоистичное поведение заставляет вашу команду чувствовать, что их попросту игнорируют.

Что делать: Перестаньте заполнять собой весь «эфир», поставьте в центр внимания вашу команду. У каждого из ваших коллег есть несколько отличных идей, но если вы будете высказывать ваши идеи в первую очередь, то со временем обнаружите рядом с собой безынициативных людей. Боязнь не совпасть с вами во мнениях будет мешать им открыто высказывать свои мысли.

Паттерн №2: Игнорирование чувств, потребностей и стремлений других

Симптом: Вы часто с удивлением обнаруживаете, что сотрудники недовольны тем, что вы (не) сказали.

Почему так происходит: Вас не слишком заботит, как ваши слова или действия влияют на других.

Почему это стоит изменить: Когда мы не заботимся о других людях, мы перестаем замечать, что им реально нужно для достижения высоких показателей. В результате они теряют желание и стремление добиваться поставленных целей. Когда сотрудники не верят, что их интересы являются приоритетом для руководителя, под удар попадает и доверие.

Что делать: Создайте культуру, в которой все члены коллектива участвуют в обмене идеями и оценками. Культуру, где все не обо «мне», а о «нас». Найдите способ выявления реальных, а не мнимых потребностей сотрудников, давайте им при этом честную обратную связь, поддерживайте людей на пути к их целям. В культуре, частью которой является обмен мнений, возникает новый уровень честных, открытых и осознанных отношений, люди перестают вести борьбу за влияние и учатся поддерживать друг друга.

Паттерн №3: Никто с вами не соглашается

Симптом: Вы в замешательстве. Никто не прислушивается к вашей точке зрения. Вас исключают из беседы, решения принимаются вовсе без вашего участия.

Почему так происходит: Ученые, изучающие человеческий мозг, подтверждают, что регулярное настаивание на своей точке зрения ведет к настоящей зависимости от ощущения своей правоты. Когда вы чувствуете свою правоту, в вашем мозге вырабатывается так называемый гормон счастья — дофамин, вы хотите получать его в еще больших и больших дозах и перестаете осознавать, как это влияет на других.

Почему это стоит изменить: Перестав воспринимать сигналы и обратную связь, вы постепенно превращаетесь в тирана в глазах ваших людей.

Что делать: Вместо того чтобы яро отстаивать свое мнение, выслушайте решения, предлагаемые вашими собеседниками. Пусть они выскажут, что у них на уме. Слушайте активно, заинтересованно, задавайте уточняющие и открытые вопросы. Чем больше люди чувствуют себя причастными к управлению «кораблем» на пути к заветной цели, тем смелее они становятся в принятии инновационных и рискованных решений.

Читайте материал по теме: Похвала мудрости: 9 шагов в условиях кризиса

Когда вы ведете диалог, в котором задаете открытые вопросы, делитесь своими открытиями и выслушиваете мнения других, то вдохновляете окружающих на совместное достижение успеха. Такое общение превращают культуру, движимую жаждой власти, подковерными играми и личными интересами, в культуру, где ценится «я» внутри «мы».

Давая каждому возможность высказать, каким он видит общий успех, вы меняете саму динамику общения. Такое общение повышает уровень доверия и снижает уровень неопределенности, позволяет каждому играть свою роль в построении успеха всей организации.

Материал подготовлен при участии Анны Берзицкой, проектного менеджера консалтинговой компании Benchmark Communications, Inc. Анна специализируется на развитии бизнес-лидеров, корпоративной культуре и управлению изменениями в мультинациональных организациях.