Эмоции и их последствия | Harvard Business Review Russia
Принятие решений

Эмоции и их последствия

Ариели Дэн
Эмоции и их последствия

Мы все прекрасно знаем, сколь опасно поддаваться порывам. Когда мы счастливы, мы становимся расточительными: оставляем большие чаевые или покупаем яхту. Когда даем волю гневу — отправляем язвительное письмо начальству или лезем в драку. И тогда на долю секунды мы чувствуем себя превосходно. Однако велика вероятность, что сожаление о необдуманном поступке — и его последствия — будут мучить нас долгие годы и повлияют на нашу карьеру и жизнь.

Мы с моим другом Эдуардо Андраде задумались, могут ли эмоции влиять на принимаемые нами решения после того, как мы успокоились. Мы предположили, что могут. Исследователи утверждают: поступки, которые мы совершаем под воздействием эмоций, влияют на нашу жизнь гораздо дольше, чем вызвавшие их события или переживания. Когда нам снова приходится принимать решение, мы обращаемся к прошлому опыту — и не задумываемся, действовали ли мы тогда под влиянием чувств или нет. А это значит, даже остыв, мы повторяем те же ошибки.

Если поступки, совершенные под воздействием чувств, управляют нашим последующим «рациональным» поведением, похоже, мы не слишком поднаторели в умении принимать решения. Чтобы проверить, так ли это, мы понаблюдали, как ведут себя люди под влиянием эмоций. Мы вызвали у группы испытуемых чувство раздражения, продемонстрировав им отрывок из фильма «Жизнь как дом». В этом сюжете высокомерный начальник увольняет архитектора, а тот в ответ крушит стоящие в офисе макеты. Другой группе мы решили поднять настроение и показали им сюжет из сериала «Друзья».

После просмотра мы попросили зрителей принять участие в экономической игре «Ультиматум». По ее условиям у нас с Эдуардо было 20 долларов и мы могли ими поделиться с участниками эксперимента: иногда по-честному, предлагая половину суммы, иногда нет. Получатель мог принять или отклонить предложение. Если он его отклонял, ни одна из сторон ничего не получала.

Согласно классической экономической теории люди возьмут любую сумму, лишь бы получить хоть что-то. Однако поведенческие экономисты считают: человек готов поступиться деньгами, чтобы наказать того, кто сделал ему несправедливое предложение.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Купят — не купят. Что нужно клиентам?
Дункан Дэвид,  Карен Диллон,  Клейтон Кристенсен,  Холл Тедди