Менеджмент / Стратегия

Создаем новые Гонконги

Создаем новые Гонконги

17 мая 2010|Пол Ромер

Проблема. Зная, как трудно трансформировать закостенелую компанию, руководители организуют своего рода инкубаторы — автономные подразделения, в которых можно создавать что-то новое. Вспомним сеть Target. она появилась в компании Dayton-Hudson как опытная лаборатория по созданию дисконтной розничной торговли и в конечном итоге преобразовала всю организацию.

Трансформировать государство еще труднее, однако успех реформ в Китае доказывает: это возможно. Когда в конце 1970-х китайские власти запускали реформы, у них на руках был ценный козырь. Благодаря капризам истории Китай мог наблюдать за своеобразной опытной лабораторией политических и институционных реформ — за Гонконгом. Во время британского правления там развивалась рыночная экономика, а сам город стал пригодным для жизни. После Второй мировой войны туда в поисках работы стекались миллионы китайцев. Постепенно они накапливали благосостояние, приобретали востребованные на рынке труда навыки и усваивали ценности, составляющие основу жизни в благоустроенном городе. Пример Гонконга показал китайскому руководству, как ускорить урбанизацию, использовать возможности свободного рынка и привлекать иностранные инвестиции.

Китайские власти не заставили всех жителей страны переходить на рыночную экономику. Они учредили особые экономические зоны, открытые для китайских рабочих и иностранных компаний. Вдохновленные успехом эксперимента, они ускорили темпы урбанизации и экономических реформ. В результате уровень жизни огромного количества людей начал расти с небывалой скоростью. Гонконг продемонстрировал преимущества свободного рынка и потенциал особых экономических зон. Великобритания, вероятно, не стремясь к этому, внесла больший вклад в борьбу с бедностью во всем мире, чем все международные программы за последние сто лет.

Революционная идея. Успешному развитию многих стран мешают их законы — они замедляют приток технологий и душат личную инициативу. Этим государствам необходимы новые правила, которые позволяли бы гражданам пользоваться преимуществами свободного экономического обмена. Такие правила можно ввести, образовав города вроде Гонконга.

Создание подобных городов сродни запуску автономных подразделений в компании. Для начала нужно найти незаселенный участок земли и принять законы, по которым будет существовать город. Зная эти правила, люди смогут решать, хотят ли они здесь жить и работать, инвестировать в инфраструктуру, строить дома, фабрики и магазины.

Такие города принесли бы пользу многим странам. Но если бы Рауль Кастро решил последовать примеру Китая и установил благоприятный экономический режим, кто бы поручился, что его преемники сохранят приверженность новым правилам? На Кубе высоки политические риски, и ей едва ли удалось бы привлечь иммигрантов и инвесторов.

Чтобы укрепить доверие к политике перемен, Кастро мог бы войти в альянс с другим государством, например с Канадой, и подписать трехсторонний договор, по которому США отказались бы от Гуантанамо и передали эту территорию Канаде во временное управление. В свою очередь, Канада создала бы там особую экономическую зону и построила город наподобие Гонконга. Это бы послужило гарантией политической стабильности и привлекло иностранных инвесторов и граждан.

Люди потянулись бы в этот город, они были бы уверены: даже если на Кубе что и произойдет, городской порт будет открыт для международной торговли. Кубинцы, готовые перейти на рыночную модель, смогли бы переехать в новый город, а их более осторожные сограждане — наблюдать за развитием событий со стороны. Товарооборот и циркуляция людей между новой экономической зоной и остальной частью Кубы неуклонно бы увеличивались; заработная плата постепенно приближалась бы к уровню развитых стран. Согласованные с канадским правительством правила превратили бы это «совместное предприятие» в мирового гиганта по строительству, производству и транспортировке. В конце концов жители обеих частей Кубы могли бы проголосовать за ее политическое и экономическое объединение. Это стало бы заключительным шагом на пути преобразования страны.

Перспектива. Многим государствам необходимо изменить законы. В Северной Корее они строгие и наносят чрезмерный вред экономике. В Сомали — слабые, там нет даже правовой системы, обеспечивающей личную безопасность граждан. Многим развивающимся странам нужны законы для борьбы кумовством, коррупцией, вредными выбросами и загрязнением окружающей среды, законы, обеспечивающие конкуренцию, способствующие развитию современной инфраструктуры, коммунального хозяйства и общедоступного образования.

«Вольные» города, когда их будут десятки, а то и сотни, станут опытными лабораториями, по примеру которых станут трансформироваться целые страны. они дадут миллиардам людей возможность жить по правилам, позволяющим в полной мере реализовать свой потенциал.

https://hbr-russia.ru/management/strategiya/a10315

2010-05-17T04:00:00.000+04:00

Tue, 22 May 2018 02:58:23 GMT

Создаем новые Гонконги

Свободные экономические зоны могут изменять правила игры развивающихся стран

Менеджмент / Стратегия

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/3y/crbs7/original-gja.jpg

Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия



Harvard Business Review – РоссияHarvard Business Review – Россия