Как организовать неформальное общение между сотрудниками на удаленке | Harvard Business Review Russia
Управление изменениями

Как организовать неформальное общение между сотрудниками на удаленке

Джессика Метот , Патрик Даунс , Эллисон Габриэль , Эмили Росадо-Соломон
Как организовать неформальное общение между сотрудниками на удаленке

До пандемии COVID-19 и введения мер социального дистанцирования неформальное общение друг с другом было для большинства из нас повседневным ритуалом в офисе. Мы привыкли здороваться с коллегами на парковке, перед началом совещания болтать о том, как провели выходные, и делиться семейными историями с нашими приятелями на рабочем месте. Несмотря на то что эти разговоры могли занимать всего несколько минут, они были очень важны для укрепления эмоциональных связей между сотрудниками.

Легкие непринужденные разговоры на работе ценны еще и потому, что они помогают нам расслабиться, чтобы потом плавно перейти к более серьезным темам на переговорах и собеседованиях, к обсуждению коммерческих предложений и аттестации работников. Те интересные подробности, которые мы узнаем о наших коллегах — например, то, что они играют на гитаре или любят собак, помогают достичь взаимопонимания и укрепляют доверие. Кроме того, исследования показывают, что случайные встречи и спонтанное общение в офисе могут стимулировать сотрудничество, так как они помогают повышать креативность, производительность труда и раскрывать творческий потенциал. Многие говорят, что светская беседа заряжает их энергией и заставляет чувствовать себя «нужными». «Коллегам вовсе не обязательно знать все детали вашей жизни, но это определенно помогает каждому почувствовать себя частью социума», — сказал нам один из сотрудников бухгалтерской фирмы. Неудивительно, что многие из нас после массового перехода на удаленную работу из-за пандемии скучают по общению с коллегами.

Есть и те, кто очень скептически относится к неформальным разговорам в офисе. Они говорят, что такое общение провоцирует тревожность, и считают его нелепым и неискренним — пустой тратой времени и почвой для сплетен. Некоторые даже на деловые встречи приезжают точно вовремя, чтобы избежать необходимости поддерживать светскую беседу. Общение между коллегами в офисе представляется чем-то вроде социального парадокса, и возникает вопрос: действительно ли оно приносит пользу для повседневной жизни работников или же нет?

Чтобы это выяснить, до пандемии мы проводили исследование с участием 151 сотрудника в течение 15 рабочих дней подряд. Мы решили выяснить, как много времени ежедневно тратится на разговоры в офисе, какие положительные эмоции вызывает такое общение (доброжелательность, самоуважение и чувство благодарности) и как оно влияет на сосредоточенность. В конце каждого дня участники исследования сообщали о своем психологическом состоянии и контактах с окружающими.

Результаты показали, что неформальное общение на работе поднимает настроение и одновременно отвлекает. В дни, когда его было больше, чем обычно, люди испытывали положительные эмоции и меньше уставали. Они также были готовы помогать своим коллегам, но в то же время чувствовали себя менее сосредоточенными и вовлеченными в свои должностные задачи, и это ограничивало их способность оказывать поддержку. Однако мы обнаружили, что те работники, которые лучше умели понимать других и поддерживать беседу, с меньшей вероятностью сообщали, что их раздражают светские разговоры. По нашим наблюдениям, подобные беседы не должны быть слишком личными или продолжительными. Таким образом, для нас стало очевидно, что в неформальном общении в офисе больше плюсов, чем минусов, и с этими недостатками вполне можно справиться.

Учитывая, что в настоящее время организации ищут оптимальную стратегию удаленной работы после пандемии, им требуются методы, позволяющие интегрировать коммуникации между сотрудниками. Хорошая новость заключается в том, что виртуальное пространство предоставляет потрясающую возможность сделать социальное взаимодействие более продуктивным. На основе наших исследований мы предлагаем руководителям и работникам следующие варианты.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Шесть типов руководителя
Мария Макарушкина