А ваша компания готова к будущему? | Harvard Business Review Russia
Управление изменениями

А ваша компания готова к будущему?

Мария Григорьева
А ваша компания готова к будущему?

Темпы глобальных изменений в эпоху пандемии заставили аналитиков проявить интерес к тому, как к новым ритмам перемен адаптируется бизнес. В результате исследования, проведенного Accenture совместно с Oxford Economics среди 1100 топ-менеджеров по всему миру в 13 отраслях и 11 странах, мы зафиксировали появление на рынке компаний нового типа — Future Ready. В этой статье я расскажу о том, что отличает эти компании от других.

Каждого участника исследования спрашивали об основных характеристиках работы его компании, а также о прошлом, текущем и ожидаемом уровне операционной зрелости. Финансовые данные с 2017 по 2019 год по каждой публичной компании были сопоставлены с данными S&P Capital IQ, включая EBITDA, рост доходов и общую доходность акционеров. Результаты показали четкое расслоение между компаниями по признаку зрелости операционной модели, развиваемой на основе цифровых технологий. Далее эти находки легли в основу исследования «Fast Track to Future-Ready Performance», которое и выявило тип Future Ready организаций, радикально отличающихся по ряду характеристик и практик от конкурентов.

Это исследование включало разработку эконометрических моделей взаимосвязи между организационными различиями в различных типах операционной зрелости и финансовыми показателями. Например, выяснилось, что компании, поднявшиеся всего на одну ступеньку выше по лестнице операционной зрелости, демонстрируют в среднем более высокую доходность. К примеру, инвестиции в передовые методы ИИ и автоматизации были наиболее тесно связаны с улучшением показателей. 

Расстановка сил

В рамках исследования Accenture выделила четыре вида современных организаций в зависимости от способности извлекать пользу от цифровизации и готовности к быстрой адаптации к изменениям.

1. «Стабильные» организации

Их фокус в направлении автоматизации с помощью технологий сосредоточен на совершенствовании основных бизнес-процессов, усилении контроля качества и соответствии регуляторным требованиям. Эти компании еще не перешли к практическому применению стратегического видения из получаемых данных.

2. «Эффективные» компании

Данные компании используют цифровые решения, внедряют роботизированные средства и другие технологии для автоматизации процессов. Однако пока не научились комбинировать технологии для формирования стратегическиновых и перспективных бизнес-идей. Не обладают они и необходимыми навыками оперативного формирования продуктовых команд, способных быстро изучить и применять новые технологии.

3. «Прогнозирующие» организации

Такие компании научились максимально использовать получаемую информацию, и на основе анализа аналитики (из источников как внутри компании, так и партнеров) не только контролировать и управлять, но и делать оценку прогнозов для повышения качества принимаемых решений.

4. Компании Future Ready

Это организации, чьи цифровые компетенции позволяют обеспечивать новый уровень бизнес-результатов с помощью технологий, включая повышение эффективности и прибыльности. Они гибкие, способны быстрее конкурентов выводить новые продукты и услуги на новые рынки, умеют адаптироваться к переменам и оперативно внедрять инновации.

Объединяя и координируя множество потоков данных, используя возможности продвинутой аналитики средства ИИ, Future Ready считаются более устойчивыми в условиях высокой неопределенности, что обеспечивает повышенную вовлеченность персонала в работу компании.

Достижение уровня Future Ready не конечная цель. Это часть пути к операционной зрелости, подразумевающей обеспечение непрерывных возможностей повышения производительности путем использования и адаптации инноваций.

Признаки готовности к будущему

По данным исследования, в условиях сохраняющейся экономической неопределенности к Future Ready компаниям можно отнести около 7% фирм от общего числа компаний-респондентов. 

Их инновационная деятельность сосредоточена в следующих областях: использование облачной инфраструктуры, ИИ, применение умных данных, проведение масштабируемой автоматизация, создание гибких рабочих процессов.

Можно провести определенную градацию Future Ready компаний по отраслям. Так, в сфере страхования (10% от компаний-респондентов по отрасли) и информационных технологий (9%) доля Future Ready компаний выше, чем в других отраслях. Однако на волне пандемии digital-адаптация ускоряется. По прогнозам аналитиков, к 2023 году уровень таких компаний вырастет в промышленности до 48%, страховании — до 42%, в банкинге — до 37%. 

Преимущества Future Ready

Что касается достижимых бизнес-показателей на Future Ready уровне, то при переходе от статуса «предиктивной» организации средний прирост прибыльности и эффективности составляет 5,8 и 18,8% соответственно.

Future Ready компании за последние три года заметно увеличили скорость вывода новых продуктов и услуг на рынок, повысили вовлеченность сотрудников, качество обслуживания клиентов и т. д.

Эти предприятия также чаще сообщали об улучшении профессионализма кадрового состава и успешных программах переквалификации персонала, лучших показателях удержания сотрудников в компании, а также о новых партнерствах в экосистемах.

В среднем Future Ready компании демонстрируют рост корпоративной прибыльности в 2,8 раза и повышение эффективности в 1,7 раза по сравнению с организациями на других уровнях зрелости.

И пока что это динамика лучше всего видна на примере крупного бизнеса (но мы прогнозируем, что малые и средние предприятия скоро их догонят): 73% крупнейших организаций этого уровня зрелости (с доходом более $20 млрд) сообщили, что за последние три года эффективность их бизнеса «улучшилась или значительно улучшилась» по сравнению с 62% фирм с доходом в диапазоне от $2 до $20 млрд. Эти предприятия также чаще сообщали об улучшении кадрового состава и переквалификации, вовлечении и удержании сотрудников, а также о партнерстве с экосистемами.

Как стать компанией, готовой к будущему?

Путь к Future Ready — это не всегда линейный процесс. Даже организации уровня «стабильный» могут серьезно продвинуться в цифровом развитии за короткий срок, «перескочив» через одну или несколько ступеней цифровой зрелости. Каждая организация может проложить индивидуальный маршрут, создав уникальный подход к адаптации технологий, управлению талантами, работе с данными и бизнес-процессами. Для этого нужно выполнить ряд рекомендаций.

Знайте свою конечную цель

Многие организации склонны подходить к процессу совершенствования постепенно. Между тем, здесь следует мыслить широко, отбрасывая мысли о любых барьерах и ограничениях, которые есть на текущий момент, и начинать целеполагание именно с определения финального состояния.

Представьте себе, как для вашей организации выглядит состояние готовности для выполнения операций в будущем. Например, какие изменения текущей операционной деятельности при переходе к целевой потребуют обновления или внедрение новых технологий? Установите эту точку в качестве желаемой цели. 

Затем продумайте шаги, которые потребуются, чтобы ликвидировать разрыв между текущим состоянием и целевыми ожидаемыми показателями. Как показывает наше исследование, многие этого не делают. 

Четко представляйте основные шаги трансформации

Между разными уровнями цифровой зрелости компании существует множество этапов преобразований, некоторые из них нельзя пропускать. При этом важно сохранять гибкость и быть готовым к переменам, способным адаптировать последовательность выполнения этапов выполнению программы трансформации.   

Три наиболее важных из них: 

1. Масштабирование решений по автоматизации процессов и задач с активным использованием ИИ: среди Future Ready компаний 38,4% масштабируют ИИ-решения для бизнеса, а 63% планируют такие проекты в следующие три года. Для сравнения: только 1% организаций уровня «эффективные» в настоящее время масштабируют ИИ.

2. Дополнение компетенций сотрудников возможностями цифровых технологий. Развивая тандем «Человек+Машина», организации смогут распределять рабочие задачи для достижения нового уровня эффективности. Тогда люди освободят время для более важных задач, требующих критического мышления или творческого подхода. Так, в практике одной компании перевод работы финансовой службы на интеллектуальную операционную модель помог сократить время на выполнение транзакционных задач на 72%. Это позволило за два года сэкономить $77 млн.

3. Обязательное использование анализа данных для принятия бизнес-решений: с ростом сложности бизнеса растет и потребность в комплексных, качественных разнообразных данных, постоянное обновление которых позволит организовать непрерывный цикл обратной связи по критическим процессам и задачам. Крупный американский ритейлер за счет оптимизации работы с данными повысил эффективность промоакций на 33%, при этом точность прогнозирования выросла на 15%.

Учитесь «перескакивать» через несколько уровней цифровой зрелости

Статус Future Ready определяет возможность компании гибко использовать достигнутые конкурентные преимущества, однако эффективности и прибыльности в краткосрочной перспективе недостаточно. Реальная готовность к будущему требует наличие гибкой операционной модели: сочетание многофункциональных команд и технологий, умеющих работать в экосистеме партнеров. 

Цель — достижение недостижимого, получение исключительных бизнес-результатов в том объеме, в котором необходимо, за те сроки, которые требуются бизнесу, в том месте, где есть потребность в развитии и изменении.

Экосистемные партнерства обеспечивают доступ к обеспечению дополнительными ресурсами, их профессиональными навыками и знаниям, технологиями, подходами и наработками, а также получение потока разнообразных данных. В комплексе это способствует возможностям непрерывного развития и мотивирует на преодоление препятствий при использовании новых подходов и инновационных решений. Модели партнерства, основанные на общем видении и взаимовыгодных условиях, помогают обеспечить общую выгоду и получить неоценимый опыт развития в адаптации изменений.

76,7% компаний Future Ready будут масштабировать стратегии расширения партнерств в существующих или создаваемых вновь экосистемах в течение последующих трех лет (по сравнению с 31,5% сегодня).

Резюмируя, можно сказать, что Future Ready — это компании, которые живут в равной степени в настоящем и в будущем. Они учитывают текущую ситуацию и находятся в моменте, но через анализ трендов на рынке, в технологиях и в культуре социума, предвосхищают риски и всегда готовы адаптироваться под новые запросы. С учетом нового уровня волатильности окружающего мира это один из лучших, а возможно, и единственный путь к выживанию и дальнейшему развитию. 

Об авторе 

Мария Григорьева — управляющий директор Accenture Technology в России.

советуем прочитать
3D-печать шагает в массы
Ричард Д’Авени