«Господин Гон прислал к нам очень сильных менеджеров из Nissan» | Harvard Business Review Russia
Управление изменениями

«Господин Гон прислал к нам очень сильных менеджеров из Nissan»

Александр Губский / "Ведомости"
«Господин Гон прислал к нам очень сильных менеджеров из Nissan»
Фото: Андрей Гордеев/"Ведомости"

Если бы прошлогоднего кризиса в Mitsubishi Motors Corp. (MMC) не случилось, его нужно было бы придумать – он обещает возродить компанию. В апреле 2016 г. вскрылось, что Mitsubishi Motors на протяжении длительного срока фальсифицировала реальный расход топлива производимых ею автомобилей. Акции компании всего за месяц обвалились на 43%. Крупнейшие акционеры MMC – Mitsubishi Heavy Industries, Mitsubishi Corp. и Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ – отказались спасать свою автомобильную «дочку».

Спасителем выступила компания Nissan, купившая 34% ММС. Синергия обещает стать превосходной: Mitsubishi продолжит выпускать микролитражки для Nissan и получит доступ к ресурсам глобального альянса Renault-Nissan; Nissan укрепит свои позиции в Юго-Восточной Азии (где бренд Mitsubishi очень силен); Nissan и Renault получат доступ к разработанным ММС технологиям подзаряжаемых гибридов. Предполагалось, что уже в 2017 г. благодаря объединению систем закупок, дистрибуции и прочего Nissan и Mitsubishi сэкономят около $500 млн.

Первые результаты уже видны: в 2016/17 финансовом году, закончившемся 31 марта, ММС показала убыток в $1,75 млрд; в I квартале 2017/18 финансового года операционная прибыль компании выросла в 4,5 раза – до $185,6 млн, глобальные продажи выросли на 9% до 241 000 автомобилей…

Сразу после того, как Nissan сделала заявление о намерении купить ММС, руководитель компании Осаму Масуко выразил намерение покинуть компанию, но президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон убедил его остаться в должности гендиректора (пост президента планируется упразднить в связи с изменением структуры собственности компании). «Мы не собираемся менять Mitsubishi. Mitsubishi должна измениться сама. А мы поможем Mitsubishi сделать это», – сказал Гон в прошлом году, объявляя о сделке. Осаму Масуко, выведший ММС из предыдущего кризиса, гарант того, что возрождение Mitsubishi Motors пройдет без потрясений. Но топ-менеджмент ММС изменился радикально: из Nissan в Mitsubishi перешло семь топ-менеджеров, включая Тревора Манна, который занял в ММС пост главного операционного директора.

Прогнозы будущего Mitsubishi Motors оптимистичны: к 2019/20 финансовому году компания собирается увеличить глобальное производство на 40% до 1,5 млн автомобилей. О том, как эти планы будут реализовываться, Осаму Масуко рассказал «Ведомостям». Мы публикуем это интервью с сокращениями.

Первый квартал нового финансового года оказался очень успешным для Mitsubishi Motors по сравнению с прошлым годом. Каковы основные факторы этого успеха?

Nissan стала нашим акционером в конце 2016 г., с ноября прошлого года мы начали применять систему менеджмента Nissan. Изменение системы управления – главная причина улучшения наших дел. Основной вклад внесло изменение системы закупок – мы ввели систему бенчмаркинга. Раньше у нас не было ориентиров, поскольку наши конкуренты не раскрывали нам свои базы. А теперь мы можем сравнивать себя с Nissan. Это очень полезно для нас. Но и для компании Nissan – тоже: она может сравнивать себя с Mitsubishi – в каких-то сферах Mitsubishi лучше, чем Nissan, в каких-то – Nissan гораздо лучше, чем Mitsubishi. Но так как мы входим в альянс Renault-Nissan всего лишь 11 месяцев, потенциал дальнейшего улучшения еще очень велик.

Какую синергию вы уже видите от вхождения в альянс, какая еще появится и сколько вашим компаниям она принесет?

Синергия уже видна в закупках, логистике и финансах. Но основная синергия появится от использования совместных платформ, компонентов и современных технологий – после 2020 г. В сентябре 2016 г. [президент альянса] г-н Гон оценил совокупный синергетический эффект для трех компаний до 2025 г. в 10 млрд евро.

Карлос Гон объявил, что альянс будет разрабатывать четыре совместные платформы. Одна из них будет создаваться с участием Mitsubishi Motors?

Г-н Гон сказал, что будут разработаны четыре совместные платформы, совокупно на них будут выпускаться 9 млн автомобилей в год. За что будем отвечать мы, пока не решено – это обсуждается сейчас. Но помимо этих четырех платформ мы надеемся самостоятельно разработать новый однотонный пикап.

Кроме того, мы предоставили нашу технологию подзаряжаемых электрогибридов (PHEV) компании Nissan – им не нужно тратиться на разработку своей собственной.

Mitsubishi также сильна в разработке и производстве микролитражных автомобилей, ваша экспертиза могла бы пригодиться альянсу при разработке совместной платформы для таких авто.

Да. Но решения пока нет.

Mitsubishi Motors собирается увеличить выпуск до 1,5 млн автомобилей в 2019/20 финансовом году по сравнению с 1,1 млн в прошлом финансовом году. Сколько из этих 1,5 млн машин будут выпущены под брендом Mitsubishi, а сколько под брендами других компаний, для которых вы осуществляете контрактную сборку?

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать