Три способа найти подход к упрямым сотрудникам | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Три способа найти подход к
упрямым сотрудникам

Как нужно общаться с несговорчивыми подчиненными

Автор: Лиз Кислик

Три способа найти подход к упрямым сотрудникам
Фото: Татьяна Федосова

читайте также

Перестаньте обманывать на собеседованиях

Атта Тарки,  Джефф Вейс

Эзопов язык корпоративного мира

Борис Щербаков

Что нужно знать, чтобы стать хорошим слушателем

Сара Грин Кармайкл

Не мешайте себе изобретать

Жан-Луи Барсу,  Майкл Уэйд,  Сирил Буке

Сложнее всего управлять сотрудниками, которые всегда с вами не согласны. Они активно спорят, игнорируют обратную связь, отказываются следовать указаниям, которые им не нравятся, и выдают поток негативных комментариев о нововведениях. Зачастую за этим поведением скрывается желание сотрудника продемонстрировать свою силу и не выказать страха перед переменами, или беспокойство перед назревающим конфликтом, или боязнь показаться глупым и некомпетентным. За 30 лет консультирования в частных и государственных компаниях я выработала три возможных подхода, которые помогут эффективно работать с невосприимчивыми сотрудниками.

Первый вариант — изменить должностные обязанности так, чтобы они соответствовали сильным сторонам работника. В компании, которую я консультировала, одно из подразделений возглавлял очень компетентный в технических вопросах специалист. Вместе с тем он излишне увлекался микроменеджментом и относился к коллегам с пренебрежением, что приводило к большой текучке в его отделе. Какую бы обратную связь ни давали ему руководители или коллеги из HR-отдела, он не принимал их слова во внимание — ему казалось, что они просто не понимают, чего ему стоит оставаться успешным в своей работе.

У технических специалистов нередко возникают трудности с управленческими задачами, при этом они отказываются от обратной связи или поддержки, потому что боятся признаться в собственных неудачах. Одно из возможных решений — делать упор на сильные стороны таких сотрудников, снизить для них управленческую нагрузку или поручить им руководство технической командой. Так получилось и в предыдущем примере с руководителем отдела: во главе небольшого коллектива профильных специалистов он стал испытывать меньше проблем, и недовольство по поводу его работы и подчиненные, и вышестоящие руководители высказывали значительно реже.

Ещё один вариант — временно не обращать внимания на индивидуальные особенности, пока подчиненный привыкает к новым условиям. Некоторые сотрудники становятся несговорчивыми, когда не чувствуют себя комфортно в новой роли, или при появлении у них новых обязанностей. Вместо того чтобы предлагать таким работникам тренинги по выправлению негативного или неудовлетворительного стиля коммуникации, лучше — по крайней мере на первых этапах — уделять основное внимание их компетенции и результатам. И только когда сотрудник освоится в новом качестве и привыкнет к новым требованиям, можно корректировать стиль его поведения.

Однажды я консультировала топ-менеджера некоммерческой организации. Она давно работала в организации, привыкла к сложившемуся порядку вещей, и любая перемена вызывала в ней страх и отторжение, особенно если она подавалась как указание сверху. Она очень боялась выглядеть глупой, слабой, несовременной и поэтому становилась крайне несговорчивой и консервативной. Такая позиция представляла собой серьезную проблему, поскольку руководители сменялись раз в два-три года, и ей с каждым из них нужно было выстраивать отношения. Однако ее неуступчивость проявлялась не всегда: если она чувствовала, что к ее навыкам и знаниям относятся с уважением, она демонстрировала лояльность и рвение к работе. Попробуйте показать сотруднику, как вы цените его опыт и знания, и некоторое время не обращать внимания на его манеру держать себя — может, получится наладить контакт и выстроить нормальные отношения.

Наконец, третий способ — предположить, что негативно настроенный сотрудник прав. Я консультировала одну компанию, в которой бессменная руководительница одного из отделов крайне негативно относилась к изменениям, инициированным новым начальством. Ее отношение стало меняться, как только один из новых руководителей учел ее жалобы и за ее противодействием смог заметить, что прежний порядок работы в чем-то вполне разумный. В ответ она тоже стала прислушиваться к нему и принимать его инициативы. Со временем он расширил круг ее профессиональных задач в смежных областях и тем самым предоставил возможность развивать и другие направления работы компании. Она и после иногда выступала против некоторых инициатив нового руководителя, но реагировала гораздо мягче, поскольку увидела серьезное отношение к ней как к специалисту в своей области.

И последнее: не позволяйте переходить черту. Был и такой пример в практике одной из клиентских компаний: привлеченный со стороны руководитель высшего звена считал, что его опыт работы и достижения говорят сами за себя и ему нет нужды адаптироваться к культуре новой компании. Он многократно нарушал принятые нормы в соблюдении баланса рабочего и личного времени и уважительного отношения к индивидуальным потребностям, после чего HR-отдел проводил с ним беседы и консультации. Однако он считал, что его финансовая эффективность важнее. Он ясно дал понять коллегам, что не собирается никого слушать. Невзирая на его успешную работу, когда жалоб на его пренебрежительное отношение к сотрудникам и разрушительное влияние на культуру организации стало слишком много, руководству пришлось расстаться с этим топ-менеджером.

Порой действия неуступчивого сотрудника настолько вредят компании и коллективу, что продолжать работу становится невозможно, и ничего не остается, как только предложить несогласному уйти. Однако в большинстве случаев достаточно разобраться в потребностях и переживаниях таких работников и предоставить им необходимую поддержку — переосмыслить их должностные обязанности и отношение к ним. И тогда сотрудники, представлявшие проблему для организации, смогут проявить себя в своем лучшем качестве уже не наперекор компании, а в ее интересах.

Об авторе. Лиз Кислик (Liz Kislik) — консультант компаний из списка Fortune 500, некоммерческих организаций и семейных компаний. Преподавала в Нью-Йоркском университете и Университете Хофстра.