Стартапы, дизайн-мышление и сторителлинг, или «Трудности перевода». Часть первая. | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия

Стартапы, дизайн-мышление и сторителлинг, или «Трудности перевода».
Часть первая.

На пути от технологий к успешному бизнесу главное - взглянуть на мир глазами людей, которые будут пользоваться вашим продуктом.

Автор: Екатерина Храмкова

читайте также

Не позволяйте эмоциям влиять на решения

Франческа Джино

Можно ли перевернуть Стэнфордский эксперимент?

Грег МакКеон

Новый взгляд на кадровую аналитику

Ношир Контрактор,  Пол Леонарди

Какую пользу вы принесете миру и стейкхолдерам

Джонатан Ноулз ,  Том Хансейкер ,  Ханна Гроув ,  Элисон Джеймс

Последние несколько лет мне много приходится работать со стартапами, - командами, которые хотят создать и вывести на рынок новый успешный бизнес. Движимые верой в уникальность своей разработки – нового продукта или услуги, эти люди верят, что, в конце концов, откроют собственный «голубой океан инноваций» и назовут его своим именем. С такими командами интересно работать, они крайне мотивированы, для них практически не существует границы между работой и жизнью.

Но такая «заточенность» имеет и свои минусы. Дело в том, что в большинстве случаев в России новый стартап начинается с появления идеи какой-нибудь продвинутой технологии, конструкции, состава. И именно на совершенствование имеющейся разработки тратятся огромные усилия и все имеющиеся в распоряжении команды немногочисленные ресурсы.

Продвинутые спецификации новой технологии - хотя сама по себе вещь и замечательная, к новому продукту и уж тем более к успешному бизнесу отношение она имеет весьма опосредованное. Это только на первый взгляд кажется, что, если вы обладатель продвинутой технологической идеи, до стабильного бизнеса рукой подать, - в жизни они оказываются весьма далекими друг от друга. И если это вовремя не понять, радужные надежды участников нового предприятия могут обернуться самыми настоящими грозовыми облаками. Так, более десяти лет назад Г. Стивенс (G.Stevens) и Дж. Берли (J. Burley) вывели простую формулу: «три тысячи сырых идей = одна история коммерческого успеха». С проработанными с технической точки зрения проектами соотношение не столь удручающее, однако, тенденция налицо: в современном мире требования к разработчикам новых продуктов становятся все более жесткими.

Что это означает? Где тот мостик, который позволяет перейти от идеи и технологии к продукту и, собственно, компании? На мой взгляд, одним из ключевых моментов на пути от технологий к успешному бизнесу является способность взглянуть на мир глазами людей, которые будут пользоваться вашим продуктом. На практике это означает умение грамотно перевести лексикон технических спецификаций на язык рынка. И, однако, именно в этом месте, как показывает мой опыт взаимодействия со стартап-командами, у них начинается самый настоящий когнитивный диссонанс.

Причем «трудности перевода» возникают и на этапе оформления разработки непосредственно в продукт - то есть решения какой-то задачи, за которое люди захотят вдруг отдавать свои деньги, и на этапе создания бизнес-модели – собственно разработки способа перекачки этих самых денег из чужих карманов на банковские счета новой компании.

И вот тут эффективными оказываются методы дизайн-мышления, которые позволяют решать данную «лингвистическую» задачу с помощью так называемого сторителлинга. Причем в сторителлинге я выделаю два уровня: один касается содержания, другой – приемов, средств. Подобно тому, как в любой картине есть план содержания – о чем данное художественное произведение рассказывает, что изображено на холсте, и план выражения – какими средствами этот рассказ доносится, сторителлинг в бизнесе многопланов. И если с первым – содержательным – уровнем все более-менее знакомы (о том, что «бренд – это история, которая не оставляет вас равнодушным», знают, наверное, все), идея о том, арсенал различных выразительных средств сторителлинга может оказаться крайне эффективным инструментом бизнеса, сегодня только прокладывает себе дорогу.

Вообще модное слово «сторителлинг»появилось довольно давно. Умение правильно и к месту рассказывать истории, когда вы, скажем, делаете презентацию, обсуждаете новые идеи или передаете знания, Harvard Business Review назвал одной из лучших бизнес-идей еще в 2006 году. Казалось бы, все понятно: история укладывается в нашем сознании во сто крат лучше, чем простой набор фактов. Как утверждает специалист в области когнитивной психологии Марк Тюрнер (MarkTurner) в своей книге TheLiteraryMind, “История – базовый инструмент человеческого мышления. Все наше рацио держится на этом. Это наше основное средство заглянуть в будущее, спланировать, объяснить… Большая часть нашего опыта, знаний и мышления организованы в виде историй».

Однако и «рассказывать истории», особенно, если это бизнес-истории, надо уметь профессионально. И именно дизайн-мышление вдохнуло новую жизнь в бизнес-сторителлинг (BusinessStorytelling). Так что этот пост посвящен двум вопросам: содержательной стороне сторителлинга и объяснению того, почему именно дизайн-мышление позволяет использовать данный инструмент наиболее эффективно.

Итак, что стоит за интересом к бизнес-сторителлингу? Как всегда, трансформация культуры потребления и возросшие требования людей к продуктам и услугам, которыми они себя окружают. Изобилие продуктов и изобилие брендов в мировой экономике – притча во языцех последних десятилетий.

Пожалуй, рубежным здесь можно считать появление в 1999 году бестселлера Б. Джозефа Пайна и Джеймса Х. Гилмора «Экономика впечатлений: работа - это театр, а каждый бизнес - сцена». Суть книги в том, что потребитель стал принимать решение о покупке не столько на основании фактов и логических рассуждений, сколько эмоций и чувств. Из хорошо прогнозируемого и поддающегося рекламе и брендированию существа, он превратился в непредсказуемое нечто, которым движут иррациональные, не поддающиеся логике и анализу, мотивы. Как утверждает автор еще одного бестселлера «Уникальный теперь… или никогда» Йеспер Кунде, «Большинство менеджеров не имеют представления о том, как наделять добавленной стоимостью рынок в метафизическом смысле. Но это как раз то, в чем маркетинг будет отчаянно нуждаться. Нет недостатка в выборе физических товаров».

Интересно взглянуть на словарь «Экономики Впечатлений», который составил бизнес-гуру Том Питерс в своей книге, посвященной дизайну. Из наиболее понравившихся мне выделю эти противопоставления: Было -- Стало

«Продукт» или «услуга» -- «Переживание»

«Обрабатывает мои данные» -- «Помогает мне обрести смысл» «Отдайте это технарям, пусть разберутся» -- «Приведите сюда дизайнеров»

Почему же новой экономике сторителлинг становится столь необходимым? Сторителлинг помогает людям и компаниям найти общий, понятный для обеих сторон язык. Это и есть один из самых мощных на сегодняшний день инструментов преодоления когнитивного диссонанса, возникающего у потребителей и производителей (а также разработчиков, брендов, компаний, стартапов).

«На самом деле, мы продаем 43-летнему бухгалтеру возможность одеться в черную кожу, проехаться по маленьким городам … и чтоб все его боялись. Я неоднократно пытался втолковать аналитикам с Уолл-стрит, что мы – «компания по производству стиля жизни», а не «производитель мотоциклов». HarleyDavidson продает не мотоциклы. Мы продаем приключения».Бывший генеральный менеджер Харлей Дэвидсон (HarleyDavidson) Рич Тирлинкзнает, о чем говорит, ведь в итоге его деятельности по изменению образа бренда компания добавила миллиарды к совокупной стоимости своих акций. И это история, у которой есть ключевые элементы. Какие же они?

Итак, без чего не обойтись любой истории? Правильно, без персонажа. Без этого не обойтись и бизнес-сторителлингу.

Вторым ключевым элементом является потребность, которую разрабатываемые продукт/услуга решают.

Третий элемент хорошего бизнес-сторителлинга – мотив, который-то и стоит за решаемой потребностью.

Причем здесь дизайн-мышление? А при том, что именно оно позволяет выявить, сформулировать, а затем соединить три упомянутых выше элемента в единое целое – в ту самую уникальную и запоминающуюся историю, доносящую суть предлагаемого вами бизнес-решения в наиболее элегантной и простой форме. Причем форме, понятной не только разработчикам, но, прежде всего, людям, рынку и, что немаловажно, инвесторам. Это и есть содержательный уровень сторителлинга, о котором я упоминала выше.

А теперь чуть подробнее о каждом элементе бизнес-сторителлинга.

(1) Сегодня все знают, что надо понимать свою целевую аудиторию, на которую нацелен новый продукт – хотя бы для того, чтобы знать, «где деньги лежат». Однако, при всей кажущейся очевидности этого, я не помню в своей практике ни одного случая, когда команда стартапов могла бы не просто описать общими словами некую среднестатистическую аудиторию, но составить четкий портрет человека, который пользуется или будет пользоваться их продуктом – того самого персонажа. То есть сформулировать, чем живет этот человек, как он проводит своей день, с кем встречается, без каких вещей не выходит из дома, о чем у него болит голова, пока он стоит в пробке и т.д. и т.п.

Методы дизайн-мышления позволяют собирать информацию таким образом, что рано или поздно вы совершенно четко начинаете не только понимать, но и чувствовать своего персонажа, которого в практике создания нового продукта принято называть «стейкхолдером». Так серая масса потенциальных пользователей постепенно превращается в живых людей и, как авторы романов начинают жить жизнью своих героев, вы волей-неволей начинаете чувствовать их мир, а, значит и лучше понимать их потребности.

(2) Четко сформулированная человеческая потребность, которую удовлетворяет ваше решение – самая сложная часть большинства проектов, связанных с созданием и разработкой нового продукта. При этом, чем более продвинутыми и сложными становятся наш мир, а вслед за ним и экономические взаимоотношения, чем выше по пирамиде Маслоу продвигается наше общество, тем более изощренными и все менее очевидными становятся потребности. А правильно выявленная потребность – залог успеха нового продукта и, соответственно, бизнеса, который вокруг него выстраивается. Вообще, разработанный дизайнерами инструментарий выявления потребностей и формулирования на этой основе задачи разработки и является, на мой взгляд, тем ключевым преимуществом, благодаря которому бизнес обратил в последние годы внимание на дизайн-мышление. 90% новых продуктов, которые проваливаются, несмотря на маркетинговые исследования – яркий показатель того, что современный бизнес занят решением не тех задач, то есть задач, за которыми не стоят реальные, - «живые» потребности.

(3) И, наконец, мотив, который стоит за потребностью. В терминах дизайн-мышления мотив связывают с «инсайтом» (от англ. insight - момент «ага», «эврика», «озарение»). Слово для русского уха еще непривычное и, когда меня спрашивают, что такое «инсайт», я предлагаю вспомнить историю про Ньютона, которому упало на голову яблоко и именно в этот момент его и озарило. Поскольку мотив, как правило, вовсе не очевиден, для того, чтобы к нему подобраться, как раз и требуется тот самый инсайт-озарение, когда вся разрозненная мозаика информации складывается вдруг в единую картинку. Однако шансы, что на вас снизойдет озарение, если вы его не ищите, другими словами, находитесь на низком уровне осознанности, крайне низки. В конце концов, яблоки падали и на другие головы – как до, так и после нашей эры… Однако в силу того, что методы дизайн-мышления заточены на поиск возможностей создания нового, то есть на повышение уровня осознанности,столь необходимые инсайты начинают появляться в большом количестве. И наступает момент, когда, достигнув критической массы, эти моменты «ага» выводят вас на глубинный мотив, который и определяет потребность вашего персонажа.

Упомянутый выше бухгалтер и есть тот самый персонаж-стейкхолдер, в том числе благодаря глубокому пониманию потребностей и мотивов которого HarleyDavidsonсумел превратиться из бренда в лавмарку. И хорошо на этом капитализироваться.

Итак, в заключение, элементы нашей бизнес-стори:

(1) Персонаж: 43-летний бухгалтер, озабоченный вопросами самоидентификации и стиля жизни;

(2) Потребность: В приключениях, – в том числе, через возможность, надев черную кожу, с ревом проехаться по маленьким городкам;

(3) Мотив:Этот человеку хочет почувствовать, да и другим продемонстрировать, что он не просто «офисный планктон», «маленькая сошка», который только и умеет делать, что перекладывать бумажки и составлять финансовые отчеты. Харлей Дэвидсон смог это понять, прочувствовать и дать ему то, что не хватало для ощущения полноты жизни.

И, заметьте, в этой истории нет ни слова про мотоцикл…