Корпоративная культура должна быть не только великой, но и особенной | Большие Идеи

・ Прочее
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Корпоративная культура должна быть не только великой, но
и особенной

Организации сплошь и рядом декларируют приверженность одним и тем же идеалам.

Автор: Дениз Ли Йон

Корпоративная культура должна быть не только великой, но и особенной

читайте также

Веские причины для M&A

Вальдек Эндрю,  Клейтон Кристенсен,  Райзинг Кертис,  Элтон Ричард

Как победить внутреннего хомяка

Ирина Гусинская

«Аналитик, как правило, чувствует себя униженным»

Кайзер Фунг

Нужны идеи? Поощряйте инакомыслие

Адам Грант

Подобно тому как бренд наделяют отличительными чертами, чтобы привлечь потребителей, так и корпоративная культура с присущей ей индивидуальностью может заманить в вашу организацию нужных специалистов. Несмотря на то, что компании уделяют большое внимание своей культуре, немногие из них добиваются по-настоящему примечательных результатов. Это напоминает нам такую ситуацию, когда маркетинговый отдел заявляет: «Нам нужен сильный бренд» — но забывает объяснить, в чем эта сила будет заключаться.

Организации сплошь и рядом декларируют приверженность одним и тем же идеалам: уважению, доверию, честности и т. п. К этому иногда прилагается разнообразие, здоровый баланс между работой и личной жизнью, участие в жизни города. От ИТ-компаний ожидают бесплатные сладости и игры, в которые можно поиграть в свободное от работы время. Привычным делом в таких организациях стали комнаты матери и ребенка и тренажерные залы. Все это, конечно, здорово, однако, если все компании похожи друг на друга, как потенциальным сотрудникам разобраться, какая из них больше всего подходит именно им?

Руководители и менеджеры по персоналу могут позаимствовать принципы маркетологов, чтобы создать корпоративную культуру, выделяющуюся на фоне других — такую, которая привлечет и удержит в организации лучших. Для начала им следует определиться, какие особенности культуры приведут к желаемым результатам, четко их сформулировать и начать активно развивать. Таким образом, лидеры компаний получат важное конкурентное преимущество в борьбе за таланты, предлагая нечто большее, чем высокая зарплата. Это напрямую скажется на производительности — ведь таланты людей расцветают и набирают силу в особых условиях.

Компании с особенной корпоративной культурой нравятся потребителям, поскольку позволяют построить с ними особые взаимоотношения. Например, первая «базовая ценность» Zappos гласит: «Удивлять клиента качеством нашего обслуживания. Мы стараемся ПОРАЗИТЬ наших клиентов, коллег по работе, поставщиков, партнеров, а в долгосрочной перспективе — и наших инвесторов». Чтобы добиться этого, Zappos считает необходимым «быть необычными и изобретательными». Уникальные традиции Zappos, такие как ежегодная публикация написанной сотрудниками книги и возможность оформлять офисы так, как хотят люди, создают поистине особенную культуру. А она, в свою очередь, формирует уникальное отношение к покупателю. Например, в компании могут неожиданно повысить класс доставки товара, а продолжительность телефонных звонков не отслеживается, чтобы специалисты имели возможность тратить на клиента столько времени, сколько им нужно.

Читайте материал по теме: Как построить «легкую на ногу» корпоративную культуру

Vanguard проповедует совершенно иной подход. Компания приносила своим клиентам устойчивый доход и во время падения доткомов, и в течение всей Великой рецессии, потому что в основании ее корпоративной культуры лежит осторожность. Деятельность Vanguard построена на доверии и преданности малому инвестору. Она обучает своих консультантов жертвовать краткосрочной прибылью в том случае, когда она вредит долгосрочной стабильности.

Или же возьмем Amazon, которой в последнее время достается от прессы. Возможно, корпоративная культура этой компании действительно безжалостна и даже «бесчувственна», несмотря на все возражения гендиректора Джеффа Безоса. И тем не менее, может быть, подобная высокая требовательность является одной из причин того, что Amazon с завидным постоянством совершает инновационные прорывы на рынке, устойчиво развивается и продолжает привлекать блестящих, нацеленных на результат специалистов.

Читайте материал по теме: Оценка персонала по методу корпорации General Electric

Маркетинговые принципы, призванные придавать брендам характерные черты, вполне могут быть применены и к корпоративной культуре:

  • Проведите конкурентный анализ рынка, чтобы определить потенциальные преимущества и отличительные особенности, а еще лучше — найдите ту нишу, в которой еще никто не играет.
  • Проведите сегментацию рынка, чтобы установить тот тип специалистов, который разделяет ценности вашей организации. Выделите характерные признаки этой группы, на которые можно направить вашу стратегию.
  • Ясно сформулируйте ценность вашего предложения. Расскажите людям не только о том, чем занимается фирма, но и почему это важно.
  • Не бойтесь задействовать индивидуальность, а также совершайте рискованные действия, чтобы выделиться среди конкурентов.

Необычная культура, даже если ее критикуют посторонние, — это вовсе не повод извиняться. В действительности это конкурентное преимущество, которое может привлечь нужных вам людей.

Читайте по теме: