«Вы не сделали ничего плохого»

«Вы не сделали ничего плохого»

|18 марта 2019|Ребекка Найт

Если компания, в которой вы работаете, оказалась в эпицентре общественного скандала, вам придется очень нелегко. Даже если финансово компания не пострадает, ее репутации будет нанесен значительный ущерб. Как решить, оставаться ли на своем месте или идти дальше? Если вы останетесь, будет ли это восприниматься как молчаливое согласие с неправильными действиями организации? Как взвесить все возможные «за» и «против»?

Что говорят эксперты

Когда ваша компания появляется в новостных заголовках (по не самому позитивному поводу), вы оказываетесь в «крайне затруднительном положении», отмечает специалист по маркетинговой стратегии и автор книги «Entrepreneurial You» Дори Кларк. «Внезапно место, связанное с вашей профессиональной деятельностью, коллегами и проектами, оказывается в центре общественного обсуждения, превращается в карикатуру. Ваша карьера окружается сплетнями, и это крайне болезненный момент для любого профессионала», — продолжает она. Естественно, многие в таких случаях начинают подыскивать себе новое место работы. Но, как объясняет профессор Гарвардской школы бизнеса Эми Эдмондсон, в такой ситуации «не всегда понятно, что же следует делать — уходить или оставаться. В любом случае, это решение становится личным выбором и настоящим моральным вызовом». Тем не менее пока вы размышляете о том, как следует поступить в такой непростой ситуации, вы можете предпринять некоторые действия, чтобы сохранить свою репутацию и рассудок.

Не ставьте на себе клеймо

Не корите себя. Работая в компании, которая оказалась в центре публичного скандала, вы, скорее всего, испытаете стресс, моральное истощение и огромное чувство вины. По словам Дори Кларк, в такой ситуации многие «чувствуют себя внутри осажденной крепости». Исследования показывают, что участие компании в скандале оказывает гораздо большее влияние на работников, чем принято думать. Это явление ученые назвали «эффектом морального перелива». Но если вы не писали программное обеспечение, предоставляющее неверную информацию о вредных выбросах автомобилей Volkswagen, не создавали фейковые счета в Wells Fargo и не замалчивали случаи сексуальных домогательств в Fox News, знайте, «вы не сделали ничего плохого. Не будьте слишком строги к себе. Вы оказались в этом замешаны не по своей воле», — успокаивает Эми Эдмондсон. В этот тяжелый период следует уделить больше внимания своим эмоциональным потребностям. Помните, что стигматизация может привести к серьезным негативным последствиям для вашего душевного здоровья.

Поймите контекст ситуации

Следующий шаг — постараться понять природу негативного публичного образа вашей компании: «временная ли это проблема или отголоски скандала будут раздаваться еще долгие годы», — отмечает Кларк. Ваша цель — определить «тяжесть скандала». Конечно, невозможно прийти к полной ясности, но примерное представление можно получить. Кларк добавляет: «Если тот факт, что вы остались в компании, не воспримут как поддержку неправильных действий руководства, нет никакой необходимости бежать сломя голову». Многое зависит от специфики скандала и вашей должности в организации. Представим, что причиной всех бед стало «поведение кого-то из топ-менеджмента», и он уже был наказан. Если предприняты меры для исправления проступка, скорее всего, скандал вскоре утихнет. В этом случае вам не нужно покидать компанию. Кларк советует смотреть вперед, а не назад: «Увольняться стоит по причинам, связанным с текущим положением дел, а не по тем причинам, которые повлияли бы на ваше решение три года назад. Многие компании успешно справлялись с небольшими скандалами».

Займите твердую позицию (если это необходимо)

Хотя часто нет никакой необходимости увольняться после скандала, порой ситуация вынуждает к этому. «Случаются инциденты, которые идут вразрез с вашими ценностями или же обрели такой масштаб, что вы чувствуете острую потребность уйти из компании», — говорит Эдмондсон. Если организация продолжает совершать действия, противоречащие вашим представлениям о моральном и профессиональном долге (или, наоборот, бездействует), Кларк советует занять твердую позицию. Представьте, что генерального директора вашей компании обвиняют в серии сексуальных домогательств, но совет директоров не смещает его с должности. «Если вы входите в руководящий состав организации, голосуйте ногами», — говорит она. Точно так же, если поступают все новые сведения о скандальной деятельности вашей компании и становится очевидным, что «проблема носит масштабный характер», вам стоит присмотреться к другому месту работы.

Подумайте о будущем

Обязательно подумайте о том, как дальнейшая работа в компании повлияет на уровень вашей удовлетворенности и карьерные перспективы. Если негативные последствия скандала включают в себя потерю клиентов, упадок морального духа в команде, приостановку производства или массовые увольнения, которые затронут важных для вашего «профессионального счастья» коллег, — это повод задуматься, считает Кларк. Также необходимо взвесить свои возможности для дальнейшего развития в этой компании. Спросите себя: «Не ограничит ли этот неприятный инцидент возможности для моего роста?»

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/etika-i-reputatsiya/796673

2019-03-18T19:22:33.033+03:00

Mon, 18 Mar 2019 17:56:58 GMT

«Вы не сделали ничего плохого»

Как поступить, если ваша компания оказалась в центре скандала

Бизнес и общество / Этика и репутация

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/25/14shea/original-1gv5.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия