Инновации в корпорации: все должны действовать заодно | Большие Идеи

・ Управление инновациями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Инновации в корпорации: все должны
действовать заодно

Большинство компаний предпочитают долгосрочным целям сиюминутный профит.

Автор: Уитни Джонсон

Инновации в корпорации: все должны действовать заодно

читайте также

Что реально заботит лучших CEO

Ади Игнейшес

Как автодилерам повысить продажи в цифровую эпоху

Фрэнк Сеспедес

Как возразить на аргумент «мы это уже пробовали»

Джон Коттер

Чего на самом деле хотят клиенты?

Ли Джейсон,  Эрик Алмквист

«Да это лишь мечта! Разве это осуществимо?»

Я часто слышу этот вопрос, когда провожу в компаниях семинары на тему, как не испугать руководство и склонить его к внедрению инноваций. Скептицизм моих собеседников вполне оправдан. Множество экспертов призывают к инновациям и вместе с тем указывают на почти непреодолимые препятствия на их пути. И куда реже нам объясняют, как это делается, и особенно — как это делается в крупных организациях.

И тем не менее реформы происходят. Взять хотя бы Janssen, фармацевтическое подразделение Johnson & Johnson: это был настоящий переворот, их инновационная программа Immersion.

Авторами инициативы выступили два сотрудника, Энник Дэмс и Энрике Эстебан, которые хотели еще более разнообразить идеи и опыт внутри компании. В частности, они узнали, что эксперты, консультировавшие Janssen по стратегии на новых рынках, как правило, и не бывали в тех странах, куда стремилась компания. Выяснилась и другая обычная для больших организаций проблема: иерархичность. Обе они взывали к действиям. И Дэмс с Эстебаном разработали масштабный проект обновления организации.

Они обратились к Адриану Томасу, главе отдела глобального маркетинга и государственного здравоохранения, и предложили отправлять сотрудников на практику в развивающиеся страны, чтобы те поработали там вместе с коллегами из разных подразделений компании. Эта стратегия позволила бы решить обе задачи — диверсификации и инклюзивности, однако было неясно, как это скажется на бюджете фирмы. Томас, врач по образованию, увидел в предложении Дэмса и Эстебана потенциально эффективный механизм для решения глобальных проблем здравоохранения, и под его руководством, при поддержке (не без критики) со стороны топ-менеджмента — особенно при участии Яака Петерса из отдела Глобальной стратегии — появилась международная программа здравоохранения Immersion с четкой задачей: выявлять конкретные локальные проблемы — например, гепатит С в Румынии или возрастные болезни в Польше. Затем, когда удавалось выявить проблему, собирались небольшие команды из представителей разных отделов и направлялись в конкретную страну или регион, чтобы на месте изучить возможности для поставки лекарств и налаживания медицинских услуг на новом развивающемся рынке.

Читайте материал по теме: Как руководители внедряли и применяли инновации в 1969 году

Прошло всего три года, а проекты Immersion уже активно реализуются во всем мире.

Дэмс и Эстебан осуществили то, что со стороны казалось бы невозможным: рядовые сотрудники стали инициаторами реформы в огромной корпорации. В чем секрет успеха проекта Immersion?

  1. Отказ от краткосрочной перспективы. Большинство компаний предпочитают долгосрочным целям сиюминутный профит. Своего рода корпоративный инстинкт выживания. Доход менеджеров зависит от квартальной прибыли, с какой же стати они будут вкладываться в воздушные замки своих подчиненных? А без участия руководства такие масштабные планы попросту неосуществимы. Даже такие мотивированные сотрудники, как Дэмс и Эстебан, не смогли бы справится с инерцией краткосрочных задач и реализовать свой проект без таких заступников среди топ-менеджеров, как Томас и Петерс. Важно, что руководители проявили готовность испытать новую идею и обладали достаточным авторитетом, чтобы убедить других членов правления пожертвовать краткосрочной выгодой ради более отдаленной перспективы.
  2. Отказ от традиционного планирования и способов повышения продуктивности в пользу «свободного плавания». Большая компания действует тем продуктивнее и тем выше ее прибыль, чем больше у нее различных процедур и планов. Стандартизация всех процессов — одно из условий. При осуществлении инновационной идеи придется отказаться от такого образа действий в пользу «свободного плавания». Зачастую это означает, что каждый проект развивается по индивидуальной траектории. Одни будут продвигаться медленнее, постепенно набирая ускорение, а другие резко взмывают вверх, но вскоре грохаются наземь.
    Читайте материал по теме: Как выманить у сотрудников хорошие идеи
    Что касается проекта Immersion, тут главная трудность заключалась в необходимости начинать все с нуля: никаких трафаретов, не было конкретных обязанностей и поручений. Тот, кто проявлял заинтересованность, сам для себя решал, как подключиться к этому начинанию. Некоторые программы поначалу казались неосуществимыми — обкатка новых идей и путей без отчета по финансовым показателям насущна для долгосрочных программ. Такой долгосрочный проект — например, разработка биомаркеров — веществ, присутствие которых позволяет диагностировать определенную болезнь. Не все программы оказались в итоге успешными, но с точки зрения Janssen это не бросает тень на всю инициативу в целом.
  3. Позиция «мы и они заодно». В посвященной инновациям литературе отношения между отважными инноваторами и сторонниками статус-кво зачастую изображаются как битва Давида с Голиафом, однако большим компаниям было бы гораздо выгоднее сотрудничество этих героев, нежели их сражение. Janssen понимает, что Immersion приведет к временному смешению подразделений (филиалов, функций, стран и регионов) и люди из одного отдела компании, возможно, будут вкладываться в проект, успех которого пойдет на пользу вовсе другому отделу. Вот почему важен дух сотрудничества, внутреннего единства.

Позиция «мы заодно» столь же важна и при формировании внешних союзов. Когда Ги Ньютс начал осуществлять одну из программ Immersion в Румынии — борьбу с гепатитом С, — он обнаружил, что достичь поставленной цели — вылечить к 2020 году 80 000 больных, возможно лишь с привлечением к решению проблемы гораздо более широких групп населения. Недостаточно просто продать лекарство, нужно обратить внимание всего социума на эту опасную болезнь, проводить профилактические осмотры и разработать программу ухода за пациентами. По словам Ньютса, «главное в Immersion — холистический подход, и в этом я вижу будущее здравоохранения». Именно потому, что Janssen ставит себе долгосрочные задачи, а не сосредотачивается на сиюминутных продажах, румынское Министерство здравоохранения пошло на сотрудничество с компанией, чтобы вместе победить гепатит С. Холистическое мышление, позиция «мы заодно» прокладывает путь инновациям.

Да, внедрение их — дело непростое. Но и отдача будет весьма существенной — и для самой компании, и для сотрудников, которые смогут реализовать свои мечты. Для многих в Janssen этот проект — «лучшее, что было в их работе». Конечно, такие долговременные планы трудны по определению, поскольку приходится долго ждать их выполнения. Но вопрос не в том, можем ли мы себе позволить работать на перспективу — скорее он в том, можем ли себе позволить не думать о дальней цели?

Читайте по теме:

* деятельность на территории РФ запрещена