Хотите научиться думать? | Большие Идеи

・ Личные качества и навыки

Хотите
научиться думать?

Слово «мнение» имеет в русском языке множество тонких обертонов.

Автор: Мариэтта Чудакова

Хотите научиться думать?

читайте также

«Я хочу, чтобы роботы стали живыми машинами с эмоциями и желаниями»

Анастасия Миткевич

Как справиться со страхом и паникой во время кризиса

Тони Шварц,  Эмили Пайнс

На кого вы в действительности сердитесь

Питер Брегман

Прибавьте час к своему рабочему дню

Рон Ашкеназ

Блог второй

1.

Слово «мнение» имеет в русском языке множество тонких обертонов. В полной мере они доступны, пожалуй, только носителю русского языка — тому, для кого он родной или второй родной. Заглянем в многотомный Академический словарь и увидим ряд примеров, при общем значении разнящихся именно в оттенках. Потому, наверно, что это слишком давнее русское слово, с длинной историей употребления. Оно встречается в нашем языке еще в XI веке.

И все-таки главный его смысл — «Суждение, выражающее оценку…». Суждение, то есть результат размышления, мысли. Но отличие от суждений иного рода в том, что в высказанном вами мнении всегда — немалая доля личного, оценочного. А оценка — дело, пожалуй, сугубо личное: даже если я претендую при этом на объективность (экспертная оценка). Вот Женя Астафьева (моя внучка) сообщает мне: ее харьковский приятель «пошел купить лимонад "Крым" — потому что считает его очень вкусным. Его обозвали сепаратом». Так в нынешней напряженной политической обстановке оценили его вкусы.

Тот, кто не забывает своевременно нажать кнопку «Думать!», поймет, что недаром мы говорим: «Я о нем хорошего мнения» или «У нас в офисе все о нем плохого мнения». Не все упомянутую кнопку нажимают. И потому мы часто (и сегодня — все чаще) наблюдаем человека, произносящего с важным и значительным видом «Это мое мнение!». Вид у него такой, будто он сообщает нам нечто непререкаемое, объективное, вроде закона всемирного тяготения.

В диалектах России — например, на Дону — было в ходу слово «мнёние», означающее «ум, сообразительность»: «Барышня хорошего мнёния» — хорошо, значит, соображает барышня. Может, в память об этом диалектном значении и ставит так высоко надменный господин свое «мнёние»?..

2.

В пушкинские времена это слово имело еще одно, впоследствии утраченное значение. Под мнением понимали, представьте себе, политические взгляды — не всякие, а, как сказали бы мы сегодня, оппозиционные. И старший друг Пушкина Вяземский пишет в своей знаменитой «Старой записной книжке»: «Говорю здесь об одних политических преступниках, коих единственное преступление в мнении» (курсив мой).

3.

Языковеды считают, что «все основные понятия, относящиеся к интеллектуальной сфере, выражаются словами старославянского происхождения — например, разум, рассуждение, мысль, размышление, воззрение, убеждение и т.п.» (акад. В. В. Виноградов). Старославянский язык был в буквальном смысле слова создан в IX—Х вв. братьями Кириллом и Мефодием (памятник им стоит на Славянской площади в Москве) для перевода с греческого книг православного богослужения. И сегодня можно слышать этот давно уже застывший, мертвый (как латынь) язык в церкви. Он называется церковнославянским.

Ну, это так — для общего образования (надо же знать, кому именно стоит памятник у метро «Китай-город»). А нас интересует слово убеждение.

Когда-то это слово означало главным образом действие — от глагола убедить –убеждать (кого-то). Но в пушкинское время (20-е—30-е годы ХIX века) развилось новое (сегодняшнее) значение слова: «твердый взгляд на что-нибудь как элемент цельного мировоззрения, идейный принцип…». Подчеркивается, что это «точка зрения, сложившаяся на основе непосредственного рационального познания действительности». Академик Виноградов цитирует какой-то учебник советского времени, и «марксистско-ленинский» дух этого времени ощущается в формулировках. Но рациональное зерно здесь есть — во-первых, твердый взгляд, во-вторых — сложившийся в результате каких-то умственных усилий. Возьмем эти признаки убеждения на заметку — для дальнейшего.

У Лермонтова в «Фаталисте» («Герой нашего времени», 1840 г.): «И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..». Не забудем и эти веские слова.

4.

Приживалось слово в таком значении с трудом. В романе Тургенева «Рудин» (1855) Пигасов высмеивает «так называемые убеждения; всякий толкует о своих убеждениях и еще уважения к ним требует, носится с ними…<…>

— Прекрасно! — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему, убеждений нет?

— Нет — и не существует.

— Это ваше убеждение?

— Да.

— Как же вы говорите, что их нет? Вот вам уже одно на первый случай». (курсив Тургенева).

Читайте по теме: