«Ваша работа — это проклятие?»: как найти смысл и радость в том, что вы делаете | Harvard Business Review Russia
Профессиональный и личностный рост

«Ваша работа — это проклятие?»: как найти смысл и радость в том, что вы делаете

Юбер Жоли
«Ваша работа — это проклятие?»: как найти смысл и радость в том, что вы делаете
Фото: Mark Weiss/Getty Images

Однажды летом, будучи подростком, я работал в продовольственном магазине. Целыми днями я вынимал банки с овощными консервами из коробок, клеил пистолетом ценник на каждую из них и ставил на полку. И так снова и снова. Каждая минута моего рабочего дня растягивалась до бесконечности. Я не работал с покупателями и крайне редко видел менеджера.

Но затем мне повезло: за магазином меня сбил погрузчик. Синяк на пояснице обеспечил мне оплачиваемый больничный до конца лета. Поскольку единственной причиной пойти на эту работу было желание заработать на новый велосипед, я был счастлив.

Но, конечно, что-то в этой истории не так. Неужели работа — это только необходимость, с которой нужно смириться, чтобы иметь возможность делать то, что хочется — например, кататься на велосипеде? Или все-таки это что-то большее? Почему вообще мы работаем?

Думаю, это вопрос имеет фундаментальное значение для бизнес-лидеров, о чем я пишу в своей новой книге «The Heart of Business». Ответ, который дает каждый из нас, влияет на наше отношение к работе, на нашу личную заинтересованность в ней и, следовательно, на наш собственный успех и успех нашей компании. Работая в должности CEO в компании Best Buy много лет спустя после тех смен в продовольственном магазине, я собственными глазами видел, как признание внутренней ценности работы делает сотрудников счастливее и здоровее, а фирму — более устойчивой и успешной и в спокойные, и в сложные времена. Сейчас мы переживаем всесторонний социальный, экономический, экологический кризис и кризис в области здравоохранения, и иметь позитивный ответ на вопрос, почему мы работаем, становится как никогда важно.

Но в нашей культуре глубоко укоренились циничные ответы на этот вопрос. Представление о работе как об обязанности, проклятии или наказании восходит ко временам античности, наблюдалось до промышленной революции и по сей день влияет на существующие в современном обществе понятия о профессиональном мире и отношение к нему. При таком взгляде работа в лучшем случае может быть средством достижения цели: вы зарабатываете деньги, чтобы платить по счетам (или купить новый велосипед), ездить в отпуск и в конце концоввыйти на пенсию. Неудивительно, что более чем у 80% сотрудников отсутствует вовлеченность в работу, и лишь менее чем у четверти руководителей высшего звена уровня вице-президента нет этой проблемы. Сегодня во многих случаях нам не приходится заниматься изнурительным и нудным трудом, как было когда-то, работа стала менее тяжелой физически, более гибкой и творческой, но безрадостное отношение к ней во многом не меняется.

Последствия этой ситуации трагичны. От того, как человек относится к работе, зависит, сколько усилий и энергии он в нее вкладывает. Поскольку руководители часто не видят этой связи или не думают о ней, значительная часть личного потенциала остается неиспользованной, и это большой урон с человеческой точки зрения. За этим стоит и неиспользованный экономический потенциал: эпидемия безразличия оценивается в целых $7 трлн потерь от снижения производительности. Подразделения бизнеса, где работают наиболее заинтересованные сотрудники, имеют производительность выше на 17% и прибыльность выше на 21% по сравнению с теми подразделениями, где люди заинтересованы в наименьшей степени. Большая заинтересованность и удовлетворенность работников напрямую отражается на финансовых показателях и цене акций компаний. Представьте, каких результатов можно было бы достичь, если бы не менее 20%, а более 80% сотрудников работали с полной отдачей.

Что для этого нужно? Для начала по-другому взглянуть на работу. Идет ли речь о ручном или творческомтруде, вместо того чтобы относиться к нему как к обязанности или проклятию, можно увидеть в нем то, чем он, как мне кажется, является: важнейшую стихию для человека, ключ к поиску смысла жизни и способ реализации.

Подобное видение труда встречается в нашей культуре несмотря на преобладание более циничного взгляда. Поэт Халиль Джебран красноречиво назвал труд зримым воплощением любви. Во многих религиях поясняется, что трудом человек помогает другим и прославляет Бога. По мнению психолога Виктора Франкла, труд, который служит высшей цели, может являться фундаментальной частью поиска смысла жизни и самореализации.

Это нетрудно для творческих личностей, скажете вы, но может ли любая работа быть значимой? Я твердо уверен в этом. Когда я вспоминаю свою скучную летнюю работу в юности, то думаю еще и о сети продовольственных магазинов Wegmans, известных своим обслуживанием и заинтересованными сотрудниками. А еще на ум приходит история о двух средневековых каменщиках, выполнявших одну и ту же работу. У них спросили, что они делают. «Не видите? Я обтесываю камни», — ответил один. Второй же смотрел на свою работу совершенно по-другому. «Я строю храм», — ответил он. Как и первый каменщик, сегодняшние сотрудники зоопарка, например, могут считать, что убирать клетки и кормить животных — грязное и скучное занятие, недостойное их, учитывая, что у 80% из них есть высшее образование. Однако исследование показало, что мало кто уходит с этой работы, так как большинство считают ее призванием и любят заботиться о животных. Какой бы ни была наша должность, нужно выбрать цель и подумать, как она связана с нашей работой.

Такой взгляд определил мой подход к собственной работе в Best Buy и других компаниях. Он содержит три важных шага, которые могут предпринять сегодняшние бизнес-лидеры.

Определите свою личную цель

Во-первых, чтобы считать свою работу значимой, вы как руководитель должны четко понимать свою личную цель. Выделите время и хорошо подумайте, почему вы работаете. К чему вы искренне и глубоко стремитесь? Начните с того, что дает вам энергию и радость — что движет вами?

Например, мои собственные размышления много лет назад натолкнули меня на мысль, что мною движет желание делать жизнь людей вокруг лучше, и с этой позиции я начал менять мир. Именно поэтому теперь я преподаю в Гарвардской школе бизнеса, консультирую руководителей высшего звена и написал книгу.

советуем прочитать

Об авторе

Юбер Жоли (Hubert Joly) — бывший председатель совета директоров и CEO компании Best Buy, старший преподаватель Гарвардской школы бизнеса, автор (совместно с Кэролайн Ламберт) книги «The Heart of Business». Вошел в список 100 лучших CEO мира по версии журнала Harvard Business Review, был признан одним из 30 лучших CEO в мире по версии издания Barron’s и одним из 10 лучших CEO в США по версии сервиса Glassdoor.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Это была моя идея!
Ракшенко Лилия