«Детям нужны новинки» | Большие Идеи

・ Лидеры
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«Детям
нужны новинки»

Интервью с бывшим гендиректором Lego Group Йоргеном Вигом Кнудсторпом

Автор: Дэвид Чемпион

«Детям нужны новинки»

читайте также

Лаборатория общего будущего

Джеффри Дайер,  Натан Ферр,  О’Киф Кейт

Горнило испытаний

Роберт Томас,  Уоррен Беннис

Путешествия глазами социолога

Мария Божович

Новые партнерства изменят мир

Будинич Валерия,  Дрейтон Билл

В интервью HBR бывший гендиректор Lego Group Йорген Виг Кнудсторп (с 1 января 2017 года ушел в отставку с поста гендиректора и возглавил совет директоров компании LEGO Brand Group, которая занимается развитием бренда LEGO на новых рынках) рассказал о секретах любви покупателей, силе привычки и новых решениях, которые компания ежегодно представляет детям и их родителям.

HBR: Вы согласны, что любовь к продукции LEGO — вопрос привычки?

Кнудсторп: Я думаю, это нечто большее, чем привычка. 13 лет назад, когда я возглавил LEGO, группа была в кризисе. И клиенты писали мне: «Не закрывайтесь! Мир столько потеряет без LEGO!». Если клиент эмоционально привязан к марке, он готов на многое, чтобы заполучить ее, — и я полагаю, что такой выбор является осознанным. И выбор iPhone 7, за которым люди стояли днями и ночами, вряд ли автоматический.

Разумеется, не с каждым продуктом устанавливается эмоциональная связь. Авиалинии и отели вводят программы лояльности именно потому, что их сервисы редко создают душевную потребность. Вряд ли многие из нас назовут себя фанатами той или иной гостиничной сети. А вот при маркетинговом продвижении чего-то повседневного вроде Tide совершенно необходимо апеллировать к бессознательному: их мы выбираем автоматически.

Но такие продукты, как наш — игровые, детские, развивающие, люди покупают не просто из соображений  удобства выбора. Здесь работает сознание: что важно для человека. Детям просто нравится играть в LEGO, но когда они вырастут, у них останется эта привязанность — и они передадут ее своим детям. Продавать LEGO намного проще тем, кто играл в него в детстве. Именно поэтому мы прилагаем особые усилия на развивающихся рынках: там формируется первое поколение потребителей.

В этой эмоциональной связи есть доля привычки?

Безусловно. Именно привыкая, мы строим отношения. Повторение в конце концов формирует ценности. Когда мы приучаем детей чистить зубы перед сном, сначала они противятся. Но через какое-то время им становится уже некомфортно ложиться, не почистив зубы. Наконец, они начинают осознавать чистку зубов как благо. То же и с брендом: если вы смогли превратить его в ценность, часть представления покупателей о себе — это мощнейшее конкурентное преимущество. Но все начинается с приучения людей к бренду.

И как это реализуется в LEGO Group?

Чтобы люди привыкли строить из наших кирпичиков, им надо начать с простого. Позже, когда они перейдут к более сложным конструкциям, у них выработаются собственные навыки и приемы. Но они останутся открыты изменениям — ведь кто-то может придумать нечто более удобное. Каждый год по всему миру проводятся сотни встреч любителей LEGO, где демонстрируются новые способы комбинирования элементов — наша компания никогда бы не додумалась до такого разнообразия. Зайдите на YouTube — люди делают поразительные вещи. Вот у меня есть фигурка из пары десятков деталек — из них можно собрать миллион разных конструкций. Желание строить свойственно людям, им хочется создать нечто свое, а мы предоставляем платформу для этого.

С чего надо начинать «приручение»?

С максимально простого, чтобы сформировать привычку. Один нейробиолог сказал мне, что объем оперативной памяти мозга — всего 20 мегабайт. Это как четыре фото в телефоне.

А с годами наши возможности сокращаются. Недавние исследования NASA показали, что к двадцати пяти годам у нас остается лишь 5% той креативности, которой мы обладали в пять. То есть наш мозг легко перегрузить. Поэтому мы не предлагаем наборы, из которых можно строить 12 моделей: достаточно трех, если они интересные.

В индустрии игрушек  важно постоянно предлагать нечто новое и крутое. Но привычка предполагает предсказуемость. Как вы находите баланс?

Вы совершенно правы: детям нужны новинки, и каждый год мы обновляем  ассортимент на 60%. Но не в ущерб узнаваемости, ведь платформа остается единой. Вероятно, мы самая платформенная игрушка в мире. Каждый новый набор не только позволяет собрать примерно 12 моделей, но и хорошо сочетается с предыдущей продукцией, что во много раз увеличивает число возможных конструкций. Если у ребенка уже есть набор LEGO, приобретение нового не просто еще одна игрушка, а расширение платформы для создания новых конструкций. Причем это заразно: чем больше ребят приучаются играть в LEGO, тем больше этим интересуются их однокашники, а друзья даже строят вместе, соединяя свои наборы.