Над пропастью во лжи | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Над пропастью
во лжи

Письмо главного редактора HBR Россия

Автор: Марина Иванющенкова

Над пропастью во лжи

читайте также

Мобильная реклама, которая работает

Барт Яков,  Сарвари Миклош,  Стивен Эндрю

Фатальная утечка

Ракшенко Лилия

Как оставаться востребованным всю жизнь

Александр Лазуткин

Как выяснить, кто отлынивает от работы в вашей компании и почему

Александр Бочкин

«Автор феноменального курса по запускам в Instagram», «самый высокооплачиваемый менеджер по продвижению блогеров», «главный специалист по SMM в РФ», «мастер глубинной эмпатии», «тренер трансформации». Все это — выдержки из профилей пользователей соцсетей. Виртуальное пространство превратилось в настоящую ярмарку тщеславия, нечто похожее происходит и в реальном мире. Преувеличение собственных заслуг и рассказы о невероятных планах — сегодня обычное дело. По статистике, люди лгут в среднем два раза в день. Но иногда кажется, что кое-кто дважды в день говорит правду.

В прессе и деловой литературе можно встретить истории предпринимателей, которые в разные периоды жизни приукрашивали действительность или кого-то серьезно обманывали. Подобные примеры нередко подаются в позитивном ключе как иллюстрация находчивости и ума. Мол, такое поведение необходимо для развития бизнеса, особенно на старте, когда нужно убедить стейкхолдеров в перспективности идеи. Искажение правды часто ассоциируется с предпринимательством: в России даже есть поговорка «не обманешь — не продашь». Пару лет назад ВЦИОМ провел опрос, в ходе которого 62% респондентов заявили, что не верят в ведение честного бизнеса в нашей стране.

Благодатную почву для процветания лжи создает толерантность к ней. В России люди долгое время думали одно, а говорили другое, и сегодня откровенных врунов назначают на высокие посты, а правдолюбов преследуют. Значительная часть общества воспринимает такую ситуацию как должное. И многие продолжают общаться и вести дела с теми, кто был когда-то уличен во лжи.

Как пишут авторы статьи «Почему врут предприниматели», отступление от истины — это скользкий путь, который может привести к откровенному мошенничеству. Чтобы уменьшить количество лжи в окружающем пространстве, нужно поддерживать отношения с людьми, для которых этические нормы — не пустой звук, и научиться убеждать других, не отступая от правды. Подробнее о техниках, помогающих это сделать, читайте в номере.

Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор журнала «Harvard Business Review Россия».

* деятельность на территории РФ запрещена