Достижение жизненного баланса по Google | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Достижение жизненного баланса
по Google

После десяти с лишним лет в клиентской службе Google я пришел к убеждению, что работа может и должна быть гораздо большим удовольствием.

Автор: Ласло Бок

Достижение жизненного баланса по Google

читайте также

Конец изоляции

Марина Иванющенкова

Что нужно знать об истории России ХХ века

Мариэтта Чудакова

Ваша компания никак не может измениться? Возможно, дело в топ-менеджерах

Билл Теофилу,  Джозеф Фуллер

Что делать, если вас все время отвлекают

Софи Лерой,  Тереза Гломб

65 лет назад в Массачусетсе врачи затеяли долгосрочное исследование, которому предстояло изменить наше представление о сердечно-сосудистых заболеваниях. В программе Framingham Heart Study, которая действует по сей день, изначально участвовало более 5000 человек. Удалось собрать данные не только по сердечно-сосудистым заболеваниям, но и о способах борьбы с лишним весом (наладив социальные сети, человек вполне может снизить свой вес), о генетике (наследственные паттерны) и даже о счастье (если на расстоянии мили от вас живет друг, который считает себя счастливым, на 25% повышается вероятность того, что и вы чувствуете себя счастливым человеком).

Прочитав об этом исследовании, я задумался, можно ли применить концепцию долгосрочного исследования к другой интересующей всех нас сфере — к работе. После десяти с лишним лет в клиентской службе Google я пришел к убеждению, что работа может и должна быть гораздо большим удовольствием. У всех имеются свои суждения и свои примеры, но пока что слишком мало научных данных о том, что нужно для наилучшей рабочей атмосферы, как строить максимально эффективные команды, повышать продуктивность и уровень счастья.

Вдохновляясь исследованиями Фрамингема, наша People Innovation Lab создала gDNA, первый глобальный и долгосрочный проект Google по исследованию рабочего процесса. Под руководством двух наших докторов наук, Брайана Велле и Дженнифер Куркоски, мы уже два года ведем исследование, запланированное на целый век. Уже удалось подметить кое-какие замечательные решения, которые могут заметно повлиять на наше личное будущее и на те формы, которые примет работа.

Это не обычное исследование взаимодействия между сотрудниками и их личностных качеств. Поскольку мы знаем, что отношения с работой определяются врожденными склонностями человека (природой) и окружением (средой), исследование gDNA собирает данные и о том, и о другом. Вот как это делается: случайно выбранная достаточно репрезентативная группа работников Google (более 4000 человек) выполняет дважды в год полное самообследование. Эта анкета состоит из научно обоснованных вопросов и включает в себя шкалу оценки. Мы интересуемся постоянными чертами личности и переменными характеристиками, в частности, отношением к атмосфере на работе, к проектам и сотрудникам; спрашиваем, каким образом респондент вписывается в сеть отношений, которую так или иначе выстраивает вокруг себя каждый. Затем мы изучаем взаимодействие этих факторов и соотносим их с такими биографическими параметрами, как стаж, должность, производительность труда. Участие в исследовании строго добровольное и конфиденциальное.

Что мы надеемся выяснить? В краткосрочной перспективе — как улучшить самочувствие сотрудников, как воспитывать лидеров, как поддержать вовлеченность сотрудников Google в рабочий процесс, как чувство счастья отражается на их деятельности и как работа способствует счастью.

К примеру, многое было написано о равновесии между работой и личной жизнью. Но отчасти сама идея такого равновесия — иллюзия. Для большинства людей работа и жизнь практически неразделимы. Современные технологии позволяют разыскать сотрудника в любой момент любого дня (и это печально), а дружба и другие формы отношений на работе — многовековая традиция.

На первом этапе исследования мы убедились, что лишь 31% респондентов умеет выдерживать границы между работой и жизнью. Эту группу мы назвали «сегментаторами». Они проводят психологически разграничительную черту между работой с ее стрессами и остальной жизнью и способны преспокойно уснуть, позабыв о надвигающемся дедлайне и потоках электронных писем. Сегментаторы так и говорят: «Дома я не буду беспокоиться о работе».

Напротив, «интеграторы» все время ощущают присутствие работы, хотя бы на заднем плане. Они не только вечера напролет проверяют почту, но постоянно нажимают кнопку обновления gmail: не прилетела ли новая работа. (Разумеется, большинство людей занимает не крайние позиции, а распределяется по всему спектру, это я упрощаю).

Из интеграторов, к которым относится 69% участников эксперимента, более половины хотело бы научиться сегментированию. Характерный для этой группы отзыв: «Трудно понять, где заканчивается работа и начинается жизнь».

С одной стороны, тот факт, что значительная часть сотрудников Google хотела бы выкинуть из головы мысли о работе, но не может, внушает беспокойство, с другой стороны, подтверждается ценность такого рода исследований. Раз такие люди существуют, значит, одного желания мало, чтобы из интегратора превратиться в сегментатора. Однако выстраивая спектр отношений с работой, мы надеемся подсказать нашей компании, как создать атмосферу, в которой сотрудникам будет легче сегментировать свою жизнь и рабочий процесс. Например, в нашем дублинском филиале осуществлялась программа «Выключи Дублин»: перед уходом с работы сотрудников просили оставлять все гаджеты на хранение в офисе. Наши дублинские сотрудники наслаждались счастливыми вечерами без стресса. А если сегментаторов поощрять в их привычке не замечать письма в нерабочие часы и полностью отгуливать положенный отпуск, то, вероятно, все почувствуют себя счастливее. Эта программа долгосрочная, и по-настоящему оценить ее мы сможем лишь спустя годы.

Благодаря этому подходу мы можем разрешить еще много увлекательных загадок. Например: какими характеристиками должны обладать члены команды, чтобы наилучшим образом справиться с той или иной проблемой? От чего в первую очередь зависит удовлетворение от работы и ее продуктивность? Как десятилетиями поддерживать максимальную продуктивность? Как зарождаются и как погибают идеи? Как достичь разом максимального удовлетворения и высокой продуктивности?

Самое интересное: мы, как и сподвижники Фрамингема, не знаем пока, что нам предстоит обнаружить. Им пришлось ждать 20 лет, прежде чем начали выявляться основные тенденции, а сегодня обнаруженные ими факторы риска — курение, малоподвижность, полнота — уже неоспоримы. Программа gDNA еще только начинается, к тому же у нее есть внутренние ограничения: мы привлекаем к участию только нынешних и бывших сотрудников Google. Но и они говорят нам, как полезно больше узнать о себе, а в будущем мы поищем возможности шире делиться своими открытиями. Мы надеемся не только изменить что-то к лучшему в Google, но и обратиться к ученым и партнерам из других компаний, которые помогут нам осмыслить эти данные и применить их в более широкой перспективе.

Мы занимаемся наукой о людях и для людей. Практическая цель таких исследований — адаптация. Анализируя поведение людей, их черты характера, меняющееся с годами восприятие, мы стараемся выявить основные факторы, определяющие хорошую и продуктивную работу. Данные gDNA помогут нам многое изменить, предвосхищая потребности сотрудников.

Нам в Google повезло: наше исследование поддерживает руководство, любознательные сотрудники готовы участвовать, достаточно ресурсов для нашей People Innovation Lab. Но в принципе любая организация способна осуществить четыре шага, чтобы от интуиции перейти к научному сбору данных.

  1. Спросите себя, каковы на данный момент ваши основные проблемы с кадрами: текучка? Необходимость инноваций? Эффективность? А еще лучше, задайте этот вопрос сотрудникам.
  2. Проведите опрос: как они оценивают свой вклад в решение этих ключевых проблем и что считают нужным сделать.
  3. Сообщите людям о полученных результатах. Если они затрагивают компанию в целом, у сотрудников появятся предложения по улучшению. Если же речь идет о них самих — как в нашей gDNA, — они будут вам за это благодарны.
  4. Проводите эксперименты, основанные на тех данных, что вы узнали от сотрудников. Разделите людей со схожими проблемами на две группы и попробуйте исправить условия работы только для той, которой нужна реальная помощь. Многие компании осуществляют реформу за реформой, но так и не могут понять, что сработало и почему. Достаточно сравнить две группы, и вы узнаете, что работает, а что нет.

А через сто лет сравним результаты.

Читайте по теме: