Критика как угроза | Harvard Business Review Russia
Личные качества и навыки

Критика как угроза

Наталья Артемьева
Критика как угроза

«Хочешь знать мое мнение?» — нейробиологи говорят, что мы реагируем на эту фразу так же, как на шаги за своей спиной на темном пустыре: внутренние переживания и физиологические процессы примерно одинаковые. Любое критическое замечание в наш адрес включает базовую реакцию «бей или беги». Поэтому нам вряд ли «захочется узнать» чужое мнение в эту секунду: единственное, к чему стремится наше тело, получающее критические замечания, — ударить в ответ или провалиться под землю.

К счастью или к сожалению, хорошие манеры и организационные последствия не позволяют нам реагировать инстинктивно. Многие из нас в организациях научились «держать лицо» и кивать. Верх мастерства — улыбаться, благодарить и просить еще. Однако нам всем одинаково больно, хотя мы и стараемся не подавать виду. И возможностей для критики в бизнесе достаточно: комментарии к проекту, обратная связь после встречи, оценка по методу «360 градусов», ассессмент, годовая оценка результатов, клиентские впечатления, рейтинги, индивидуальный план развития и т. д. Учащенное сердцебиение, потеющие или холодеющие ладони (зависит от типа нервной системы и темперамента), бледнеющее или краснеющее лицо — вот естественная реакция на «обратную связь».

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Семейный бизнес: уроки для дистрибуторов
Ньесен Карлос,  Родригес Хулио