«На самом дне»: что делать, если вы снова умираете на работе | Harvard Business Review Russia
Управление временем

«На самом дне»: что делать, если вы снова умираете на работе

Иоана Лупу , Майра Руис-Кастро

Несмотря на красноречивые свидетельства того, что переработки могут вредить и сотрудникам, и работодателям, многим специалистам пока не удается отбросить предубеждения относительно режима работы и глубоко укоренившейся привычки работать как можно больше. Что же нужно для того, чтобы освободиться от этих нездоровых сценариев и достигнуть более устойчивого и эффективного баланса между рабочими и личными задачами?

Чтобы изучить этот вопрос, мы провели почти 200 углубленных интервью с 78 специалистами из двух международных лондонских фирм — юридической и бухгалтерской. Мужчин и женщин среди них было поровну. Большинство из них старше 30 и моложе 50 лет, воспитывает хотя бы одного ребенка и занимает руководящую должность среднего или высшего уровня.

В большинстве оказались респонденты, описавшие свою работу как трудоемкую, изнурительную и хаотичную и, по-видимому, считавшие само собой разумеющимся, что переработки необходимы для профессионального успеха. Однако около 30% опрошенных мужчин и около 50% опрошенных женщин, судя по всему, сознательно стараются не допускать перегруженного графика. Они описали ряд выработанных ими стратегий сохранения более здорового соотношения между рабочим и личным временем. Хотя все эти стратегии отличались друг от друга, наше исследование позволяет предположить, что неуклонно менять к лучшему свой режим работы и образ жизни этой группе профессионалов помогает один и тот же ментальный процесс.

В общих чертах наше исследование показало, что для достижения равновесия важна рефлексия — или готовность критически переоценивать свои убеждения и работать над осознанностью, — и умение переопределять свою роль. Важный момент: мы пришли к выводу, что эта схема должна использоваться не однократно, а циклично по мере изменения жизненных обстоятельств и приоритетов. Этот цикл состоит из пяти этапов.

1. Сделайте паузу и осознайте несоответствия

Сделайте шаг назад и спросите себя: «Что сейчас вызывает у меня стресс, душевный разлад или неудовлетворенность? Как эти обстоятельства влияют на мою результативность и вовлеченность в работу? Как они воздействуют на мою личную жизнь? Что я ставлю на первое место? Чем я жертвую? Что я упускаю?» Вы сможете заняться этими факторами только после того, как сделаете паузу и распознаете их.

Например, Майя, старший юрист в адвокатской фирме, несколько лет отдавала работе очень много сил и в какой-то момент почувствовала, что оказалась, по ее словам, на самом дне. Только тогда она смогла признать, сколько вреда приносили ее семье, ее психическому и физическому здоровью переработки:

«Я работала допоздна. <…> Ужасный был период. <...> Думаю, для меня это был поворотный момент. Я решила, что не буду больше так делать, что это нелепо. Так что, пожалуй, именно тогда я действительно сделала шаг назад».

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Почему стоит «давать взаймы» своих лучших людей
Равин Есутхасан,  Дэвид Крилман,  Джон Будро
Книги для бизнеса
Евграфова Елена Подготовила