Управлять как Toyota | Harvard Business Review Russia
Корпоративный опыт

Управлять как Toyota

Спир Стивен
Управлять как Toyota

Toyota – одна из самых именитых компаний в мире. Она из года в год опережает конкурентов по таким показателям, как качество, надежность, производительность, объем продаж, минимизация издержек, рост рыночной доли и капитализации. В конце прошлого года Toyota чуть было не обошла входящую в “большую тройку” DaimlerChrysler, почти догнав ее не только по объему продаж, но и по объему производства. По доле на мировом автомобильном рынке она недавно опередила Ford и заняла второе место, а по объему чистой прибыли и рыночной капитализации (данные на конец 2003 года) вышла на первое место. Секреты высокой эффективности японской корпорации пытаются разгадать руководители бизнеса, аналитики и журналисты. Возникает вопрос: если все так тщательно изучают и копируют методы Toyota, то почему мы почти не встречаем компаний, сумевших сравняться с ней по эффективности?

Несколько лет назад мы с Кентом Бауэном опубликовали статью “Расшифровка ДНК-кода производственной системы Toyota” (Decoding the DNA of the Toyota Production System, HBR, сентябрь – октябрь, 1999). В ней говорилось, что подражатели стремятся скопировать прежде всего конкретные методы и инструменты Toyota (например, карточки канбан или производственные ячейки), вместо того чтобы перенять и освоить базовые организационные принципы. Нам удалось выявить четыре принципа, лежащие в основе производственной системы корпорации, которые создают условия для постоянного повышения надежности, гибкости, безопасности, эффективности производства и в итоге – рыночной доли и прибыльности компании.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Почему выйти на глобальный рынок удается не всем компаниям
Джулия Хаутц,  Кристиан Стадлер,  Майкл Майер
Вредные связи
Андрей Шипилов,  Жюльен Клеман,  Шарль Галюник