Главный стратегический вопрос | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Главный
стратегический вопрос

Компании и целые отрасли исчезают, не сумев вовремя распознать скрытую, нетрадиционную конкуренцию.

Автор: Энтони Тянь

Главный стратегический вопрос

читайте также

Курсы саморазрушения. Быстро. Дорого.

Владимир Рувинский

Антисоциальные проявления вредят бизнесу

Кристин Пирсон,  Кристин Порат

Обойдемся без хамов

Роберт Саттон

«Поняв, как работает мозг, вы достучитесь до любого»

Элисон Биард

В каком бизнесе вы работаете? Казалось бы, простой и прямой вопрос, и на него можно сходу ответить. Но на самом деле многие руководители компаний определяют свое место на рынке и свой круг конкурентов чересчур узко. Они не видят потенциала «нетрадиционных» конкурентов, а потому неверно определяют и основы своего бизнеса, и место на рынке.

Это происходит потому, что гораздо удобнее смотреть на мир через призму сегодняшнего дня, глазами аналитиков, а те сравнивают между собой тех конкурентов, которые кажутся им наиболее похожими и которые продают «вроде бы одинаковый продукт». Но основная угроза исходит, как правило, от тех, кто решает ту же проблему иным способом, предлагая клиенту альтернативные возможности.

Объяснить это можно на примере. В конце 1990-х годов, когда только начиналась интернет-революция, мой коллега Дик Харрингтон управлял Thomson Corporation, медиахолдингом, где доминировали печатные издания. На тот момент Дика осенила простая, но важная идея: главное для его концерна — не сами газеты, но размещаемая в них реклама. То есть конкурентами для него были не только другие традиционные СМИ, а все, кто нацеливался на основной источник дохода газет — на частные объявления, макетную рекламу, сообщения о вакансиях. В ту пору это были недавно появившиеся Craigslist, eBay, Monster.com. Уже спустя несколько лет главным соперником стал Google. Безусловно, Google.

Вовремя пришедшее понимание побудило Дика продать в начале 2000-х годов газеты и начать преобразование Thomson в левиафана информационных услуг, имя которому теперь — Thomson Reuters. Если бы Дик воспринимал мир в границах рынка традиционных СМИ, концерн и поныне искал бы стратегии выживания по аналогии с другими печатными продуктами, которые теряют свою долю на рынке.

Подобным образом традиционные каналы и кабельное телевидение стоят перед новой реальностью: большим количеством необычных конкурентов. Эта тема стала ключевой на последней ежегодной конференции Ассоциации интернет-издателей, где я недавно выступал. Некоторые участники (подставьте название крупнейшей известной вам телесети) уже видят проступившую на стене грозную надпись, сулящую им скорый конец: в борьбу вступили YouTube, Netflix и многие другие онлайн-ресурсы, передающие или создающие оригинальный контент. Как когда-то газеты потеряли огромную долю на рекламном рынке, так теперь предстоит перераспределение миллиардов долларов из сфер радиовещания и кабельного телевидения. И хотя лидеры этих отраслей прекрасно все видят, им все еще трудно выйти за пределы формулы «NBC против ABC против CBS» и сосредоточиться не на текущем рынке, а на будущем.

Чтобы понять, каким бизнесом заниматься и кто твои конкуренты, нужно уяснить следующее: во-первых, изучить своих клиентов, а во-вторых, честно определить уровень и сферы предлагаемых вами услуг. Так, в примере с Thomson клиентом выступал не читатель, а рекламодатель, уровень определялся правильным выбором и численностью аудитории (читателей), которым попадется на глаза то или иное объявление или сообщение. А подробное описание сферы услуг означало выбор между общенациональным охватом, то есть достаточно широким, и местным, то есть региональным.

Успех наиболее известных компаний наших дней зиждется на способности их руководителей вовремя перевести бизнес в те сферы, которые еще вчера не казались такими перспективными. Zappos, например, не столько интернет-компания, сколько компания исключительного сервиса, что позволило ей перейти от онлайн-продаж обуви к гораздо более широкому ассортименту. А Amazon переходит теперь от онлайн-розницы к приложениям.

Компании и целые отрасли исчезают, не сумев вовремя распознать скрытую, нетрадиционную конкуренцию. Разумеется, совет дать своему бизнесу точное определение и выявить круг конкурентов не нов — и относится он не только к отраслям, которые сейчас стремительно меняются из-за появления подрывных инноваций. Возьмем, к примеру, отрасль безалкогольных напитков, где всегда применялось понятие «доля в желудке», подчеркивающее, что инновация и конкуренция подкарауливают за ближайшим углом. Функциональные напитки? Обогащенная вода? Новые очищающие напитки?

Чтобы предсказать будущее, недостаточно провести опрос среди клиентов. По преданию, Генри Форд говаривал: «Спроси я публику, что ей нужно, мне бы ответили: ''Лошадку попроворнее''». А он создал массовый автомобиль, ввел на заводах конвейерную сборку и преобразил мир (а заодно и то поле, на котором играли производители транспорта и транспортных услуг).

Ныне такие преобразующие мир инновации возникают все чаще. Новые мегатренды фундаментально меняют динамику рынка и границы отраслей. Среди этих новых тенденции — экономика участия, краудсорсинг, революция, произведенная мобильниками и планшетами. «Большие данные» и то, что, как мне кажется, станет наиболее подрывной из всех инноваций, — интернет-гаджеты. По оценке Cisco, в ближайшее десятилетие к интернету подключится свыше 50 миллиардов устройств. Недавнее приобретение Google — за $3,2 миллиарда был куплен производитель девайсов для «умного дома» Nest — несомненно, является ставкой на широкое распространение интернета и проникновение его во все сферы жизни. Этот мегатренд изменит, даже революционизирует поисковый интерфейс, мы окажемся в мире контекстной информации, где маркетологи смогут «нащупывать» клиентов и «реагировать» в новых, мобильных, не привязанных даже к монитору интернет-пространствах. Как бы ни осуществлялись эти взаимодействия — голосом, прикосновением, иным чувством, — ясно, что нынешние интернет-компании, уповающие на мониторы, должны делать упреждающие инвестиции и готовиться к радикально новым способам поиска информации и ее использования в маркетинге.

Итак, ключевой вопрос для бизнеса, ставший еще более насущным, чем прежде, не чем ты занят сегодня, а в каком бизнесе хотел бы оказаться завтра.

Читайте по теме: