Как выиграть без дифференциации товаров и услуг | Большие Идеи

・ Маркетинговая стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Как выиграть без дифференциации товаров
и услуг

Обращаясь к юристу или парикмахеру, клиент хотел бы знать, насколько этот профессионал хорош.

Автор: Фрек Вермюлен

Как выиграть без дифференциации товаров и услуг

читайте также

Почему новая политика Uber в отношении чаевых — это большая ошибка

Рафи Мохаммед

Как технологии меняют работу НКО

Бет Кантер,  Эллисон Файн

Тренды рынка труда. Как удержать ценных сотрудников

Екатерина Грибова

Управление социальными сетями компаний

Клейнбаум Адам,  Ташман Майкл

Годами и десятилетиями гуру стратегии призывали компании оказывать разнообразные услуги. Все — от Майкла Портера до Костаса Маркидеса и Чана Кима и Рене Моборн с их «Стратегией голубого океана» — настаивали: пусть руководство ищет возможности выделить свой продукт на фоне прочих и выкроить себе уникальную рыночную нишу. Ведь если ваш товар не отличается от товара ваших конкурентов, рассуждали стратеги, единственной формой соревнования становится беспощадная ценовая война, а в результате доходы падают до нуля и ниже.

Однако существует множество отраслей, в которых все участники предлагают примерно одно и то же, но при этом уровень успеха и доходности у них разительно отличается. Как же так? Чем объяснить такое несоответствие?

Прежде всего, нужно припомнить генетическую связь стратегии и экономики. Стратегические мыслители, появившиеся в 1980—1990 годах, основывались в своих рекомендациях на экономической теории, которая предполагала, что заработать можно, лишь чем-то выделившись среди конкурентов. Однако в последние десять, а то и двадцать лет появилось немело стратегических исследований, опирающихся в большей мере на социологию: такая стратегия дополняет прежние экономико-ориентированные теории, и, вероятно, она-то и поможет нам лучше разобраться в этом парадоксе.

Возьмем, к примеру, случай McKinsey. McKinsey — весьма успешная фирма, она предлагает высокопрофессиональные услуги и имеет весьма неплохой профит. Но в самом ли деле предложение этой компании так уж отличается от того, что можно получить у таких фирм, как BCG или Bain? И там, и тут, в общем-то, одно и тоже: умные, хорошо подготовленные аналитики в костюмах в узкую полоску дают рекомендации о методах управления в целом и решают конкретные накопившиеся проблемы. Очевидно, преимущество McKinsey проистекает не из дифференцированного предложения.

Дело в том, что когда возникает сомнение по поводу качества продукта или услуги, с помощью одной только дифференциации конкурентов не обойдешь. Обращаясь к юристу или парикмахеру, клиент хотел бы знать, насколько этот профессионал хорош. Заранее это выяснить трудно, и приходится как-то выбирать. Один из самых «тревожных» продуктов McKinsey – советы, что они дают по стратегии. Нанимая специалистов из этой или любой другой колсантинговой фирмы, вы не можете предугадать качество их работы. Даже когда вы уже держите их рекомендации в руках в виде отчета или, как это стало модно сейчас, презентации в PowerPoint, еще рано судить о качестве этих рекомендаций. Хуже того — пройдут годы, после того как вы примените эти рекомендации, а вы все так же не будете в точности знать, насколько они были полезны, ведь на деятельность компании влияет множество факторов, так что всегда остается сомнение, помог конкретный совет или повредил.

Исследования в области cоциологии бизнеса показывают, что в таких ситуациях клиенты ориентируются на особые сигналы: учитывают статус фирмы, ее связи в обществе и прежние успехи. Именно на этом основано процветание McKinsey: фирма холит и лелеет свой статус, подчеркивает, что всегда нанимает лучших людей и работает на самые известные компании. Свои и без того огромные связи они укрепляют, поддерживая контакты с бывшими сотрудниками-«выпускниками», которые в свою очередь обращаются за консультацией к McKinsey. Также бережно сохраняются и отношения с клиентами, и в итоге до 85% заказов поступает от старых клиентов.

Статус, связи и былые успехи — об этих трех столпах успеха часто забывают, но пренебрегать ими можно разве что себе в ущерб. Правильное использование статуса, связей и прежних успехов – такая важная часть стратегии, как дифференциация, ценовое предложение и анализ потребительского рынка.

Читайте по теме: