Не бойтесь поражений | Harvard Business Review Russia
Личные качества и навыки

Не бойтесь поражений

Дори Кларк
Не бойтесь поражений

О ценности поражения неустанно твердят в Силиконовой долине и организуют мероприятия наподобие FailCon — конференции, где «основатели стартапов обсуждают свои и чужие провалы и готовятся к успеху». Поражение оказалось интенсивной формой обучения. Главное — подойти к этому делу правильно, и тогда человек быстро начинает расти: и профессионально, и в личном плане.

Но вопреки энтузиазму, царящему ныне в среде стартаперов, для многих поражение — это клеймо: забудут, как ты старался, запомнят, что провалился. Недавно в поездке по Франции на презентации перевода моей книги я общалась с десятками профессионалов, которые оплакивали ситуацию в своей стране: «С первого же промаха выбываешь». Разумеется, так дело обстоит не только в Европе: во всем мире люди по-прежнему боятся и избегают поражений.

Но на самом деле поражение — отнюдь не удел немногих несчастливцев. Честно говоря, это постоянное состояние дел (к счастью, обычно не смертельное). Вероятно, и вам случалось ранее потерпеть неудачу или же она предстоит вам в ближайшем времени (новый продукт не будет пользоваться успехом, вас обошли повышением, вы сорвали презентацию, да мало ли что еще). Но следуйте нашим советам, и неудача обернется большим успехом.

Осознайте, что поражения — катализатор инноваций. «В нашем мире конкурентное преимущество становится все более кратковременным», — напоминает нам профессор Рита Гюнтер МакГрат из Школы бизнеса при Колумбийском университете, а потому инновации становятся уже частью стандартной процедуры. Однако любые инновации — это эксперименты с чем-то небывалым, это риск, а значит — иногда непременно провал. Стопроцентный успех означал бы, что вы ничего нового и не делаете. Эрик Рис, автор книги «Бизнес с нуля», ставит перед каждым стартапом простую цель: создать жизнеспособный продукт, который можно воспроизводить вновь и вновь. То есть посмотрите на поражение с другой точки зрения: не ваш продукт провалился, а вы прорабатываете модель за моделью, постепенно приближаясь к идеалу.

Читайте материал по теме: Желание испытать себя везде и сразу — это нормально

Создайте нарратив о своем поражении. Какое-то время назад я написала статью о человеке, сыгравшем существенную роль на финансовых рынках США, и упомянула о том, что в пору кризиса он подвергался судебному преследованию и был оправдан. Его жена в гневе написала мне: «С какой стати вам понадобилось поднимать этот вопрос?» Поскольку он сам подробно писал об этом в собственной книге (он превратил свой опыт в глубокий и берущий за душу нарратив), мне в голову не пришло, что об этом нужно умалчивать. Но человеку трудно переломить свои привычки, в том числе и потребность всегда выглядеть идеально.

советуем прочитать

* деятельность на территории РФ запрещена

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Болезнь суперзвезды
Керен Эльдад
Почему мы недооцениваем роль менеджмента
Николас Блум,  Реенен Ван Джон,  Садун Рафаэлла